Здравствуйте, уважаемый Владимир.
У меня догадки в схожем направлении, изложу.
Если, скажем, открыть первый том Шаврова, дореволюционный раздел, там конструкции "киевской школы" вынесены отдельно, очень показательно. Дело не в Сикорском даже, в целом аэропланы там проще на первый взгляд, а на второй — удачнее.
"Киевская школа" — несколько условно, тот же Сикорский в Петербурге предпринимал. Позже, уже в советское время, я бы поделил крупно: "московская школа", связанная с МВТУ, кружком Жуковского, военными и иностранными концессиями Junkers и Fokker; и остальные школы с 4 центрами — Ленинград, Киев, Харьков, Одесса, связанные с ГВФ, ну и с Fokker тоже, генетически.
"Аэродинамическая мысль", "наука о конструировании" породила на первых порах, пока Жуковский жив ещё был, триплан КОМТА и нелетающий бомбардировщик Слесаренко, скажем. Понимаю, что тут легко впасть в предвзятость, но я именно так вижу, да ещё немного знаком с борьбой Москвы и Питера за ресурсы, за любые ресурсы.
Москвичи почти сразу овладели большей частью средств, но долго не давали летающих самолётов. Подход самый революционно-научный:
+ сначала крупные институты — ЦАГИ, МАИ;
+ крупные опытовые установки — трубы, бассейны;
+ технологии — кольчуг-алюминий, сталь, сварка; не у москвичей — фанера, полотно, иногда сталь;
+ централизация — ЦАГИ, ВВА, ЦКБ;
а после итог...
Полагаю, не вполне получилось у москвичей, бюрократию наплодили, дело часто приходилось делать в обход. Причём забавно именно то, что и с генетикой — дореволюционным развитием — нечто похожее и после — иногда кажется, что чем дальше от Москвы, тем изящнее решения, самостоятельнее.
Это гипотеза у меня такая давняя. Она, разумеется, носит частотный, собирательный характер.
Дмитрий Журко