berg, 23.06.2005 19:59:04:
BАURIS> А скорострельность в 2-3 в/мин как-то не помешала самим немцам постановить, что "ни в коем случае нельзя ввязываться в поединок со "Сталиными", не имея подавляющего численного преимущества в боевой силе". [
»]Всё время думаю, а откуда эта фраза взялась? Первоисточник какой?
Простите, не заметил ваш вопрос. Вот текст той самой статейки. Израэль может твердить, что перед нами очередной перл советского агитпропа, от этого не так уж много вселенских струн поколеблется, так что мне все равно, вобщем-то...
В сентябре 1944 г. в официальной немецкой газете "Сообщения танковых войск" была опубликована статья:"Тигр" против "Сталина". В начале 1945 г. британская разведка рекомендовала распространить текст статьи в английских войсках с ироничной пометкой: "Предположительно, подобными статьями немцы пытаются поддержать дух своих танкистов".
"Дивизион тяжёлых "Тигров" дкладывает об успешной операции, в ходе которой ему удалось подбить танки ИС. Вот как всё произошло. Дивизион получил приказ остановить наступление русских в лесу. В 12:15 дивизион при поддержке пехотного батальона отправился на выполнение боевой задачи. Поскольку лес был довольно густым, пришлось двигаться по узкой тропинке колонной по одному. При первом появлении "Тигров" советская пехота, начала отступать. Прошло почти три четверти часа, прежде чем русские смогли ввести в бой свои противотанковые орудия, но "Тиграм" быстро удалось вывести их из строя (частично расстреляв, частично смяв своими гусеницами). Когда первые танки углубились в лес на 2000 ярдов, командир внезапно услышал страшный треск падающих деревьев и прямо перед собой увидел огромный дульный тормоз "Сталина". Приказ: "Бронебойным - огонь!" последовал слишком поздно. В следующую секунду танк был подбит двумя выстрелами 45-мм протанковой пушки, полностью закрывавшей обзор "Тигру". Когда второй танк колонны поравнялся с командирским "Тигром", тот продолжал вслепую вести огонь с близкого расстояния. Тем временем "Сталин" отошёл за гребень холма. Второй "Тигр" успел послать ему вслед три снаряда, и тогда "Сталин" ударил по нему из своего 122-мм орудия. К счастью, снаряд прошёл по касательной, не причинив "Тигру" особого вреда. Зато сам "Сталин" был выведен из строя, поскольку последним "Тигр" угодил ему прямо в пушку. Второй "Сталин" попытался прикрыть отступление раненого товарища, однако был подбит выстрелои под маску пушки, так что его огонь сразу захлебнулся.
Успешная операция дивизиона против тяжёлых "Сталинов" позволила его командиру сделать следующие наблюдения и выводы:
1. В условиях численного превосходства "Тигров" "Сталины" обычно отступают, даже не пытаясь завязать сражение.
2. "Сталины" предпочитают открывать огонь с расстояния 2200 ярдов (около 2011 м) и то лишь в случае, когда сами расположены наискосок по отношению к цели.
3. Экипажи незамедлительно покидают свои подбитые машины.
4. Русские прилагают все усилия к тому, чтобы вышедшие из строя "Сталины" не попадали в наши руки, поэтому, если танк не удаётся эвакуировать с места сражения, его подрывают.
5. "Сталины" отнюдь не являются неуязвивыми, их можно подбить, несмотря на всю сложность этой задачи (особенно это касается лобовой брони ИС). По данным, полученным из некоторых батальонов, "Тигры" могут подбить "Сталина" лишь прямым попаданием с расстояния 550 ярдов (около 503 м).
6. Наиболее успешной представляется следующая тактика борьбы со "Сталиными": следует окружить их с флангов или с тыла и расстреливать мощным прицельным огнём.
7. Ни в коем случае нельзя ввязываться в поединок со "Сталиными", не имея подавляющего численного преимущества в боевой силе. Я полагаю, что на каждого "Сталина" должен приходиться взвод "Тигров". Попытки "Тигра" бороться со "Сталиным" один на один могут привести лишь бессмысленной потере боевой машины.
8. Первый удар бронебойным снарядом по "Сталину" очень полезно сопроводить фугасным, чтобы лишить видимости экипаж.
Генерал-полковник бронетанковых войск сопроводил эти замечания следующими коментариями:
1. Приведённые выше советы и наблюдения полностью совпадают с данными, которые мы получаем от других танковых соединений.
2. Что касается пункта 4, то очень хочется пожелать нашим экипажам такой же железной твёрдости, какую мы встречаем у противника. Экипаж не должен допускать даже мысли о том, что "Тигр" может целым попасть в руки врага.
3. Относительно пунктов 5-6 хочется сказать следующее. В уловиях, когда "Тиграм" приходится иметь дело с 122-мм танковой пушкой и 57-мм противотанковыми орудиями противника, было бы непростительным легкомыслием продолжать игнорировать основные принципы действия танковых формирований. Это означает, в частности, что отныне "Тигры" не должны позволять себе быть обнаруженными противником, находясь на гребне высоты, куда они забираются "чтобы иметь хороший круговой обзор". В сложившейся обстановке придётся учиться вести себя, как обычные танки, иначе, последствия могут оказаться самыми печальными. Совсем недавно именно так мы потеряли три "Тигра" - на гребне высоты танки были уничтожены огнём "Сталиных", причём погибли все члены экипажей, за исключением двух человек. Видимо, командование батальона плохо усвоило азбучную истину боевого применения танков - все высоты должны проходиться на большой скорости, в составе крупного подразделения и под мощным огневым прикрытием. Если это по каким-то причинам невозможно, высоту необходимо обойти. Легенда о "неуязвимости", "ннекпробиваемости" и "безопасности" "Тигров" должна быть как можно скорее отправлена в архив. Отныне для подразделений "Тигров" на первый план выходит требование безукоризненного соблюдения самых традиционных положений танковых инструкций.
4. Что касается пункта 7, то мне хотелось бы несколько поправить автора. Если принимать данный совет буквально, получится, что три "Тигра" должны непременно отступать перед пятью "Сталинами", хотя это далеко не так. Хочу напомнить, что победа в любом танковом сражении определяется умелой тактикой, а не арифметическим превосходством одной из сторон. При этом я полностью согласен с автором в том, что в поединке "один на один" "Тигр" обречён на уничтожение.
5. И последнее дополнение. Как свидетельствует боевой опыт, с бортов и кормы "Сталин" могут подбить не только "Тгры" и "Пантеры", но и наши старые PzKpfw IV."
Источник:Джордж Форти,"Германская бронетехника во Второй мировой войне"