Оптическая сигнатура боевых бронированных машин
Изображение любой боевой бронированной машины в оптическом (видимом) диапазоне длин волн практически всегда одно и то же (при условии, что не исполь-зованы меры противодействия) и зависит исключительно от угла, под которым на-блюдается машина. К тому же рабочее состояние машины не влияет на ее оптиче-ское изображение. Исходя из этого, усилия по эффективной маскировке машины (то есть снижение вероятности ее обнаружения) связаны, главным образом, с искаже-нием ее силуэта и контуров и (или) слиянием машины с окружающим фоном. Из-вестными приемами этих методов являются маскировочная окраска и маскировоч-ные материалы, такие как маскировочные сети, листья, ветки и т.д. Кроме того, внешний вид машин может быть значительно изменен во время эксплуатации за счет установки ящиков для хранения имущества и другого наружного снаряжения.
Хорошо подготовленный личный состав по распознаванию танков обычно спо-собен легко распознавать боевые бронированные машины в видимом диапазоне спектра на довольно больших расстояниях в боевой обстановке, особенно если они пользуются биноклями или другими оптическими приборами с увеличением (опять при условии, что не делается никаких специальных попыток замаскировать маши-ну и скрыть ее основные признаки). Однако уверенное распознавание становится значительно затрудненным в тактической обстановке, даже если машины оснащены только маскировкой, не связанной со стационарными условиями, тогда как полно-стью замаскированные машины на заранее подготовленных позициях распознать практически невозможно. Если ситуация поиска усложняется еще и неблагоприят-ными атмосферными условиями (туман или ограниченная видимость), то нет, веро-ятно, никакой реальной перспективы распознавания целей на большой дальности даже при использовании оптических приборов с большой кратностью увеличения. Это объясняется отсутствием контрастности цели на окружающем фоне, которое не может быть компенсировано, независимо от применения приборов с увеличением.
ИК сигнатура боевых бронированных
машин
Распознавать боевые бронированные машины по их ИК сигнатуре значительно труднее, чем по их изображению в видимом диапазоне длин волн. Это зависит от специфических характеристик ИК сигнатуры цели и от характеристик тепловизион-ных приборов, используемых в настоящее время (например, разрешающей способ-ности или метода воспроизведения изображения).
ИК сигнатура боевой бронированной машины создается тепловым потоком, из-лучаемым элементами ее конструкции. Решающим фактором служит количество из-лучаемой теплоты, которое является функцией как абсолютной температуры маши-ны, так и интенсивности, с которой она излучает тепловую энергию.
Внешние поверхности корпуса боевых бронированных машин могут нагревать-ся по существу по двум основным причинам:
- саморазогревание, обусловленное работой и (или) механической нагрузкой некоторых компонентов;
- внешний нагрев (воздействие солнечного излучения).
Саморазогревание
ИК сигнатура, формируемая саморазогреванием, в значительной степени зави-сит от рабочего состояния и конструкции машины. Типичные рабочие состояния та-ковы:
Машина неподвижна, двигатель работает. Корпус нагревается вокруг мотор-но-трансмиссионного отделения, выхлопного тракта, выходных отверстий для охла-ждающего воздуха. При этом впускные решетки для забора воздуха в моторно-трансмиссионное отделение охлаждаются за счет воздушной конвекции.
Машина движется. При движении по дорогам части корпуса нагреваются очень интенсивно. Кроме того, нагревание действует на детали ходовой части, в частно-сти, на все резиновые или обрезиненные узлы, которые нагреваются в результате механических нагрузок, вызванных движением (подушки трактов и другие резиновые элементы гусениц, опорные катки и поддерживающие катки). После прохождения довольно больших расстояний по дорогам область вокруг ведущего катка также об-разует характерную ИК сигнатуру в результате выделения теплоты, вырабатывае-мой в бортовой передаче. В дополнение ко всему этому, во время движения в усло-виях бездорожья и пересеченной местности нагреваются амортизаторы ходовой части.
Использование вооружения. В некоторых боевых машинах для изменения ИК сигнатуры достаточно действий, необходимых для приведения их в боевую готов-ность. Это относится к случаю, когда источник питания для системы наведения и стабилизации вооружения работает длительное время и создает достаточные поте-ри теплоты. После стрельбы стволы пулеметов и пушки очень отчетливо видны с помощью тепловизионных приборов. Несмотря на изолирующее действие теплоза-щитного кожуха ствола крупнокалиберная танковая пушка создает характерную ИК сигнатуру всего после 3 - 5 выстрелов. Областями, на которые особенно воздейст-вует этот процесс, являются дульный срез и эжектор пороховых газов, так как высо-кая температура здесь передается непосредственно на части ствола, которые видны снаружи. Даже когда машина ведет стрельбу из укрытия, с помощью тепловизион-ных приборов можно обнаружить нагрев местности вокруг ствола пушки в результате нагревающего действия горячих пороховых газов.
Эта информация особенно полезна с тактической точки зрения, так как можно использовать тепловизионный прибор для обнаружения танка во время боя после того, как он переместился на новую огневую позицию, даже до того, как он произве-дет выстрел, по его дульному срезу, разогретому в результате предыдущей стрель-бы.
Другие рабочие состояния машины. Использование вспомогательных подог-ревателей для подогрева двигателя перед запуском или для обогрева боевого отде-ления может оказать значительное влияние на ИК сигнатуру боевой бронированной машины в зависимости от конструкции нагревательного устройства. Критическими моментами здесь являются места прохождения и выхода отработавших газов. Если обогреватель боевого отделения работает длительное время, он может нагреть весь корпус машины изнутри. Участки с более тонким броневым покрытием нагреваются быстрее и интенсивнее, чем участки с более толстой броней. В противоположность, многослойная броня или дополнительная специальная броня или внутренние под-бои оказывают изолирующее действие и могут эффективно препятствовать нагреву внешних поверхностей. Подобным образом укладочные ящики и другое оборудова-ние, крепящееся на внешней части машины, могут скрыть от наблюдения разогре-тые участки корпуса. В других условиях части машины с меньшей теплоемкостью, чем другие части, будут ночь остывать быстрее окружающих их участков. Кроме то-го, поверхности, которые расположены под определенным углом к тепловизионно-му прибору, могут отражать "холодное" излучение от неба и таким образом опять создавать специфическую ИК сигнатуру.
Внешний нагрев
(воздействие солнечного излучения)
Воздействие солнечного излучения вызывает совершенно иную ИК сигнатуру. Быстро и интенсивно нагреваются в зависимости от интенсивности и продолжи-тельности воздействия солнечного излучения следующие части машины:
части с малой теплоемкостью (например, части из тонкого листового металла);
части с низкой удельной теплопроводностью (например, резиновые или пласт-массовые детали).
В результате боевая машина, стоявшая на солнце (причем не один из ее уз-лов не работал), будет иметь характерную ИК сигнатуру, формируемую излучением следующих элементов:
кожухов трубопроводов;
брезентовой обшивки на маске пушки;
наружных ящиков для укладки оборудования, сделанных из тонких металличе-ских листов;
резиновых грязевиков и резиновых защитных экранов ходовой части;
резиновых частей брони (если имеются).
Экипаж танка в этом случае может оказать лишь частичное влияние на форми-рующуюся ИК сигнатуру машины, чтобы уменьшить вероятность ее обнаружения или захвата и автоматического слежения системой наведения. Когда машина дви-жется, невозможно предотвратить нагрев частей моторно-трансмиссионного отде-ления и ходовой части. Однако при необходимости можно избежать использования обогревателя боевого отделения зимой и таким образом предотвратить создание явной ИК сигнатуры. Это окажет значительное положительное действие на живу-честь машины (например, когда она используется для охранения).
Экипаж может оказать большее влияние на ИК сигнатуру, создаваемую внеш-ним нагревом, принимая меры предосторожности, такие как выбор укрытия в зате-ненных местах.
Отрывки из Rolf Hilmes
AFVs And Thermal Imagers.
Military Technology, 1994, No 10, p. 77,78,80
He who controls the spice controls the Universe
------------------
За хлеб, за воду, за свободу, за счастливый труд
Советские ракеты буржуев в пыль сотрут!