Хан: Аналитик: Шановный, я уже заметил, что как только тебе ответишь серьезными аргументами а не выдержками из звездато-полосатых патриотических журналов для промывки мозгов, так ты сбегаешь на другую ветку или тему, так не пойдет.
Привет, Назипыч! Я никуда не сбегал. И где это ты заметил? Не в моих правилах драпака давать. А если вижу, что ошибался, то завсегда готов признать, что ошибочка вышла. Я и на других ветках не был. Просто некогда было. Я пока ещё не на пензии и приходится зарабатывать хлеб свой насущный в поте лица!
А за моим ответом не заржавеет. Прошу, пане!
Насчет Колокола.
Мираж делал Колокол. Где-то тут приводилось сообщение об этом кого-то из МиГовских главных конструкторов, что он сам наблюдал это в Париже.
Но самое главное, что это не показатель боевого потенциала самолета. Кто-то у нас тут уже приводил высказывание американского летчика, который на подобный вопрос ответил так: «Русские делают свои самолеты для выступлений на авиашоу, а мы их делаем для войны». Ферштейн? Секёшь поляну?
Насчет аргументов, дело непростое. Сразу скажу, во избежание всяких недоразумений и кривотолков: у меня нет ни малейших сомнений в правильности твоих, глубокоуважаемый Хан, сообщений насчет управления МиГ-21. Но вместе с тем, невозможно игнорировать сообщения в самых разных западных источниках о некоторых проблемах с этим делом. Об этом говорят израильские и американские летчики-испытатели. Это тоже нельзя просто так сбросить со счетов.
Вот ты говоришь, что привел серьезные аргументы. Но ты, родной, тоже отмолчался по поводу сообщения Зевса о том, что на педальках-то бустеров не было. Раддером-то надо было своими мускулами управлять. С элеронами, опять же, напряг некоторый есть. Я понимаю, что у русских чудо-богатырей силушки побольше, чем у израильских и американских хиляков, но тем не менее, вопросы разные появляются...
Насчет проблем с движком МиГа-21 тоже не всё так гладко. Есть некоторые указания на то, что компрессор иногда всё же останавливался и лопатки турбины разрушались. Можно и косвенно судить исходя из того, что аварийность МиГа-21 имела место, а одна из главных причин аварийности — обычно именно движок. В большинстве книжек об этом не упоминается, но вот Фима Гордон об этом настойчиво сообщает. Хотя Aaz его сурово покритиковал, а я сам, собственно, ничего о нем не знаю, но совершенно очевидно, что человек имеет доступ к подробностям конструкции советских боевых самолетов. С ним сотрудничает такой серьезный авиационный автор как Билл Ганстон, сам профессионал, бывший летчик, всю жизнь связанный с авиацией и написавший очень много об этом. Да и не только Фима пишет об этом. Вот некоторые выдержки из книги Николая Васильевича Якубовича «МиГ-21» (Москва: Астрель, 2001 г.):
«
Трудности с доводкой машины и
её силовой установки сильно задержали передачу машины [МиГ-21] на госиспытания... Кроме
неустойчивой работы двигателя, увеличение его веса привело к смещению задней центровки...
Первый полет на самолете Е-6 состоялся 20 мая 1958 г, а 28 мая, при выполнении седьмого полета, произошла катастрофа, унёсшая жизнь летчика В.А. Нефедова.
Отказал двигатель...
(Летчик-испытатель Степан Анастасович Микоян в своей книге "Воспоминания военного-летчика испытателя" упоминает этот эпизод и пишет, что это был помпаж воздухозаборника. Двигатель выключился и вновь не запустился.)
Испытания продолжили на второй машине. Однако, доработки ВЗУ выполнили только на третьей машине. Одновременно с увеличением диаметра цилиндрической части ВЗУ, установили
противопомпажные и взлетные
створки на фюзеляже...
В ходе испытаний выявилось, что при стрельбе реактивными снарядами АРС-212М
обрезался (авиажаргон – выключался)
двигатель. Для предупреждения этого явления установили клапан сброса давления горючего в топливной системе при стрельбе НАРами.
Несмотря на
значительное несоответствие летных характеристик заданным, МиГ-21Ф приняли на вооружение.
В декабре 1959 г было принято решение прекратить выпуск МиГ-21Ф и начать производство МиГ-21Ф-13. К этому времени на самолете была устранена
самопроизвольная остановка двигателя при включении и выключении форсажа.
Эта модель выпускалась около трех лет большими сериями. Одна из этих машин потерпела катастрофу в июне 1962 г из-за
обрыва лопаток спрямляющих аппаратов 4-й и 5-й ступеней компрессора ТРД.
Трудностей с освоением МиГ-21ПФ хватало. К марту 1964 г его применение в строевых частях было сильно ограничено по причине того, что
глох двигатель при стрельбе реактивными снарядами на боевых режимах полета.
В 1961 г произошло 7 летных происшествий с МиГ-21, а в 1964 г – 19 происшествий. В 1963-64 гг в странах Варшавского Договора произошло 6 летных происществий: 2 в Венгрии, 3 в ГДР, 1 в Польше. А также 1 происществие имело место в Финляндии и одно в Сирии.
Все они связаны с отказами двигателей Р11Ф-300, кроме Финляндии, где
отказ был из-за прогара лопаток соплового аппарата. В СССР из-за
отказа ТРД в 1964 г было две аварии самолетов МиГ-21Ф-13 в строевых частях и одного на заводе в Тбилиси. В это же время по аналогичным причинам были аварии и самолетов МиГ-21ПФ.
(Кстати, о птичках. Николай Васильевич тоже высказывается в своей книге о том, кто для чего делает свои самолеты. Вот пожалуйте, такой сокращенный отрывок:
«Второй и третий опытные самолеты МиГ-21Ф переоборудовали в экспериментальные Е-6Т. Первый из них предназначался для полетов на динамический потолок. 28 апреля 1961 г летчик Г.К. Мосолов удивил мир, поднявшись при помощи ускорителя с ЖРД на высоту 34714 м. При этом предыдущий рекорд, установленный на самолете Ф-104Ф был перекрыт на 3201 м. Пользуясь случаем отмечу, что в декабре 1963 г на Старфайтере с дополнительным ЖРД был достигнут динамический потолок 36850 м.
В отличие от отечественного, американский самолет предназначался не для установки рекорда, а для исследовательских целей. Траектория полета этой машины была такова, что до высоты 9 – 12 км полет осуществлялся с помощью ТРД. Затем следовал разгон до скорости М=1,8 и лишь после этого включался ЖРД и самолет переводился в набор высоты под углом тангажа 50 градусов. За 100 секунд работы ЖРД самолет набирал высоту 30500 м и далее полет продолжался по баллистической траектории».
И вот ещё такой любопытный момент.
«В конце июня 1961 г взлетел первый серийный МиГ-21ПФ. Единственным оружием этих первых перехватчиков были УР Р-3С и лишь в сентябре 1963 г в их арсенал вошли ракеты РС-2УС. Мне о применении последних в боевых условиях почти ничего не известно. Исключение составляют лишь рассказы специалистов, побывавших во Вьетнаме. Очевидцы отмечали, что
американские самолеты в боевой обстановке ставили такие помехи, что на экранах радиолокационных прицелов виднелось одно большое светлое пятно. В этих условиях о применении РС-2-УС не могло быть и речи.)
А вот что пишет Фима Гордон в своей изданной в Англии, в 1996 г книге “MiG-21 Fishbed”:
“…any departure from the aircraft traveling in exactly the direction it was pointing had frequently resulted in severe engine malfunction, in particular violent compressor stall and even reversal of airflow in the inlet duct. Little could be done about this problem in the vertical plane, encountered when ‘pulling g’ in dive pullouts or mock combat. The larger fin significantly reduced excursions in yaw. But even with pilots aware of the problem and careful not to yaw the aircraft, the problem persisted. Later versions had still larger fins and 20 years later the Kiev VVS Institute tested a completely redesigned inlet”.
«...любое отклонение в направлении движения самолета от линии продольной оси самолета приводило к серьезным нарушениям в работе двигателя, в частности, к разрушительным остановкам компрессора и даже разворачивало поток воздуха в воздухозаборнике в противоположном направлении. Мало что можно было поделать с этой проблемой в вертикальной плоскости, случавшейся под перегрузкой при выходе из пикирования и в учебных боях. Увеличенный хвостовой стабилизатор значительно уменьшил рысканье самолета. Но всё-таки даже у пилотов, знающих о данной проблеме и старающихся не допускать рысканья, проблема оставалась. У более поздних моделей самолета хвостовой стабилизатор был ещё больше увеличен а 20 лет спустя в киевском Институте ВВС испытали полностью измененный воздухозаборник».