25/12-07
То есть по Набоке нашим засчитали 4 победы. По одной Кирисову, Шеламонову, Шебанову и Алфееву (Пепеляев не упомянут), при потере одного МиГа. По версии Сеидова три победы: Кирисов, Пепеляев и Алфеев – Шебанов и Шеламонов не упомянуты.
Вот пример частичной правоты Сеидова. Вот цитата из ранней (!) статьи Крылова и Тепсуркаева “Боевые эпизоды...”, стр.44, где они описывают этот бой:
>>..При наших потерях в один самолёт, два МиГ-15 были записаны на счёт к-на Джабары, ещё - один на счёт к-на Нельсона.. Американские издания о сбитых в том бою F-86 не сообщают. Нашей стороной засчитаны 4 Сэйбра. По одной победе получили ст.л-ты Алфеев и Шебанов. Один F-86 был записан на счёт командира 196 полка полковника Евгения Пепеляева...>>
Четвёртый Сэйбр, очевидно, на Кирисова, но указаний нет. Продолжаем:
>>..В действительности минимум два из четырёх «сбитых», как мы видели, вернулись домой. И лишь на один было получено достаточно убедительное подтверждение северокорейской полиции: «..В районе Чонджу.. был был сбит американский истребитель, который загорелся в воздухе...лётчик выпрыгнул, ..в госпитале, ..документы забраны.. » ... >>
А “американские издания не сообщают..”. И Корвальд, на который так часто ссылаются не сообщает... Хотя он сообщает о потере в это число F-80 на взлёте с АБ в Японии. Зато о Сэйбрах сообщают оба Appendix-а (но, опять же, ясно что не об этом F-86). Например Appendix В сообщает о списании в этот день по причине “взрыва боекомплекта” Сэйбров капитанов Нелсона (49-1080) и Уэйла (49-1313) – после аварийных посадок оба самолёта не подлежали восстановлению. Те же данные в материалах Комиссии. А в новой статье Тепсуркаева – “Лучший асс Корейской войны” даны номера 49-1089 и 49-13131 (думаю, что это просто описка). Сеидов в “Красных командирах” также пишет, что Сэйбр Нелсона 49-1080 был списан сразу после посадки, как и Сэйбр Уэйла (номер не указан). Зато он посчитал списанным Сэйбр Джабары 49-1318 - “..самолет немедленно списали..”
- ..А вот по Appendix В и А Сэйбр 49-1318 был списан лишь 2 января 52-го – причина не указана.
- В Комиссии этот борт есть в июне 51-го (но нет точной даты, поэтому ниже я его не учёл). Написано, что повреждён МиГом, но потом он упомянут 31 июля 52-го безо всяких объяснений.
- В Корвальде этот борт полностью отсутствует.
У наших катапультировался к-н Назаркин. Но Сеидов здесь “правее” даже Крылова и Тепсуркаева – хотя во время выхода их статьи “Боевые эпизоды...” у них материалов Томпсона ещё не было, а в своей последней - “Лучший асс ..” они первыми всё и исправили.
На самом деле их на сей раз оперативные (по базовому определению этого слова) потери датированные 20-м мая 51-го по всем причинам
- по Корвальду :
*F-80, 49-486, 1-й л-т Ризер, с-т разбит на взлёте. +
*F4U, 122041, 1-й л-т Пэкью, с-т разбит на взлёте. +
*F4U, 124531, к-н Ле Саж, погиб при БШУ. +
- по Комиссии:
*B-26, 44-35937, снёс шасси, потом отремонтирован. Наверное летал.
*F-80, 49-486, списание не указано, причина не указана.
*F-80, 49-727, списание не указано, причина не указана. В Корвалде отсутсвует - -
*F-86, 49-1080, списание не указано, причина не указана. +
*F-86, 49-1313, с-т разбит при посадке. +
*F-51D, 45-11379, списание не указано, причина не указана. В Корвалде отсутсвует - -
- по Appendix-ам А,В, а это только Сэйбры:
*F-86, 49-1080, Нельсон, взрыв БК, с-т списан.
*F-86, 49-1013, Уэйл, взрыв БК, с-т списан.
То есть :
- 20 мая 51-го безвозвратные потери 64 ИАК по всем причинам – 1 МиГ-15 (сбит Сэйбром).
- 20-ым мая 51-го американцами датированы безвозвратные по всем причинам потери равные 5 или 7 самолётам.
Примечание: вилка потому, что неясно с F-80 49-727 и Мустангом 45-11379.
Крон сверьте, пожалуйста. Дальше что... если есть несогласные по именно этому числу – давайте смотреть. Если нет, давайте посмотрим 1 июня 51-го – там полная каша. Решайте.