Тем не менее—
« 6 июня летчики 18-го гиап пере¬хватили в конце дня (между 18.30 и 19.00) в районе Сенсена группу из четырех Ф-80 из состава 51 -го ИБАК и устроили охоту за ними.
Видя, что «мигов» в четыре раза больше, «шутинг ста¬ры» на малой высоте устремились к заливу. Однако добраться до спасительного залива удалось только паре Ф-80.
Сначала один «шут» сбил с короткой дистанции капитан Антонов П.Н., (рухнул в р-не Сенсена).
ВторойФ-80 поочередно атаковали пара Сморчков—Оськин и пара Щукин—Акатов, и тот хоть и долетел до спасительной воды, но упал в 20 км южнее Тейсю.
Американцы признали потерю одного Ф-80 с № 49-737, пилот которого спасся в этот день, и, скорее всего, это был са¬молет, сбитый капитаном Антоновым.
Другой Ф-80 был списан несколько дней спустя, 14 июня.
523-й ИАП первый боевой вылет 2 июня в составе 8 самолетов. (чуть выше—о нем же 1 июня—скорее спутаны даты ))))
Ведущий ком полка Карасев А.Н.,.
С 15 июня 1951 погода над территорией Кореи стала налажи¬ваться, и вскоре стало возможным продолжать боевые опера¬ции в небе над Северной Кореей.
--
Летчики 17-го полка первый боевой вылет с аэродрома Мяогоу выполнили 14 июня для облета района боевых действий.
16 июня управление 17-го ИАП и 1-ю эскадрилью на облет района боевых действий повел командир ди¬визии генерал Лобов, 2-ю эскадрилью повел его замес¬титель Герой Советского Союза подполковник Куманичкин, а 3-ю возглавил штурман дивизии Герой Со¬ветского Союза майор Серегин.
( ну не доверял Лобов-- чужакам)))))
Встречи с противником не было.
17 июня в 18.17 генерал Лобов вновь повел пятерку «мигов» из 17-го ИАП на «свободную охоту» за самоле¬тами противника по маршруту Аньдун — Пхеньян на высоте 4000 метров.
В этот день летчик 18-го ГИАП Лев Щукин сбил один Ф-86, но и сам был сбит, катапультировался, попал в госпиталь и до конца августа в боях не участ¬вовал.
18 июня в 2.36 командиром дивизии в полку прове¬дена учебная боевая тревога. Было выявлено много не¬достатков в действиях личного состава по тревоге.
Если бы она была реальной, полк понес бы большие поте¬ри и вряд ли смог бы выполнить боевую задачу.
В этот день (18/06/51) свой пер¬вый результативный воздушный бой провели летчики 523-го ИАП и в 9.32—10.00 в районе Тэйсю — Хакусен сбили три Ф-86.
Отличились подполковник Карасев, ка¬питан Пономарев и старший лейтенант Яковлев.
К это¬му надо добавить, что и летчикам другого полка диви¬зии — 18-го ГИАП удалось сбить еще два Ф-86.
17-й ИАП первый воздушный бой про¬вел 19 июня с 4 Ф-86.
И в первом же бою пара Николая Сутягина сбила два «Сейбра».
Боевые действия возобнови¬лись с началом 17 июня, и это был поистине «черный» день для 4-го иакр:
Сначала в 2 часа ночи их авиабазу в Сувоне атаковали два ночных бомбардировщика По-2 ВВС КНА и метко пробомбили стоянку «сейбров».
Их бомбы полностью уничтожили Ф-86Ас № 49-1334, на котором летал 1-й лейтенант Филипп Джаней, и еще четыре Ф-86 были повреждены осколками бомб.
(ИМХО—единственный случай когда бомбежка реально сказалась на числе боеготовых Ф-86)
В 8 ч. 20 мин. на задание ушли 16 «мигов» 18-го гиап под ко¬мандованием командира полка подполковника БелостоцкогоА.Е., которые через 30 минут вступили в бой с 16 Ф-86 в рай¬оне Сенсена.
Бой выдался довольно напряженным и продолжи¬тельным. В ходе этого боя, отражая атаку на командира полка Белостоцкого, один «сейбр» поразил своим огнем его ведомый капитан Оськин Д. П., и тот ушел в сторону моря.
В свою очередь пилотам «сейбров» удалось подбить самолет капитана Скидана А.Д., но тому удалось благополучно вернуться на свой аэро¬дром.
Затем старшему лейтенанту Щукину Л.К. удалось сбить другой «сейбр», но чуть позже сам Щукин прозевал атаку сверху пары «сейбров», которым удалось нанести такие по¬вреждения «мигу» Щукина, что последнему пришлось поки¬нуть свой самолет с помощью парашюта.
Победу над Щуки¬ным одержал капитан Самуэль Пезакрета.
В свою очередь и Щукину удалось сбить Ф-86 с №49-1335, который, по амери¬канским данным, был потерян от «неустановленного враже¬ского действия».
Вылетевшая одновременно с летчиками 18-го гиап группа из 18 «мигов» 176-го гиап встречи с противником не имела, кро¬ме капитана Субботина СП., который в 8 ч. 41 мин. сбил оди¬ночный Ф-86 на маршруте следования на аэродром, который на максимальной скорости уходил на юг.
Субботин сам обнаружил этот «сейбр» и, отделившись от строя группы, атаковал и сбил его.
Скорее всего, это был самолет-разведчик типа РФ-86А, о потере которого американское командование предпочитает не сообщать.
И наконец, в середине дня, а точнее, в 11 ч. 20 мин., в р-не Сенсена состоялся еще один бой «мигов» 176-го гиап и «сейбров» 4-го иакр.
В бою сошлись 6 «мигов» 176-го гиап под командованием капитана Крамаренко С.М. и 11 Ф-86. Звено капитана Крамаренко вступило в бой с восьмеркой Ф-86, а пара старшего лей¬тенанта Лазутина И. В. дралась с тройкой Ф-86.
В ходе этого боя капитан Крамаренко остался без ведомого и выдержал бой с тройкой Ф-86, которыми управляли асы 4-го иакр.
Один из них пилотировал командир 336-й аэ подполковник Брюс Хинтон, а другой Ф-86 пилотировал сам командир 4-го иакр подполков¬ник Гленн Иглестон.
Этот неравный бой будущий Герой Совет¬ского Союза Сергей Макарович Крамаренко не только выдер¬жал, но и одержал довольно громкую победу, о которой узнал спустя 50 лет.
В ходе этого боя Крамаренко удалось выйти на ударную позицию и поразить один из «сейбров», который стал терять высоту и уходить на свою территорию.
Как теперь стало известно благодаря стараниям аргентинского историка Д. Зам-пини, в этом бою капитан Крамаренко серьезно повредил Ф-86А с № 49-1281, на котором летал командир 4-го иакр под¬полковник Гленн Иглестон, и тот с трудом довел свой подбиты^ «сейбр» до базы в Сувоне и совершил вынужденную посадку на «живот».
Хотя подполковник Иглестон не пострадал при посад¬ке, его «сейбр» был непригоден к полетам и списан.
Так в течение только одного дня, 17 июня, 4-е иакр потеряло от воздействия противника три своих Ф-86, и еще как минимум 5 получили повреждения.
Потери 64-го иак составили всего один МиГ-15 и еще один поврежденный.
**
Летчики других полков 303-й иад постепенно втягивались в боевую каждодневную работу по борьбе со штурмовой авиаци¬ей противника, которая под сильным прикрытием «сейбров» со¬вершала бомбово-штурмовые рейды по военным и граждан¬ским объектам, расположенным в «Аллее "мигов"».
Каждый день летчики 523-го и 17-го иап совершали по два боевых вы¬лета, имели встречи с противником
Но первые бои с американ¬цами провели лишь во второй половине июня 1951 года с «сейбрами» 4-го иакр, которые стали появляться в «Аллее "мигов"» большими группами по 20—24 машины.
Первую победу в небе Кореи летчики 523-го иап одержали в бою 18 июня, и сделал это капитан Пономарев М.С., замести¬тель командира 3-й аэ.
Вот как об этом он пишет в своих воспо¬минаниях:
«В этот день мы в составе полка производили облет района боевых действий.
Звено управления под командовани¬ем командира полка Карасева А.Н. и звено под командованием старшего лейтенанта Яковлева И.И. входили в состав ударной группы. Моей паре отводилась роль прикрытия.
По маршруту следования нашей группы была размытая облачность. Свою па¬руя вел под самой низкой кромкой облаков, так, чтобы была видна основная группа. При выходе из зоны боевых действий основную группу пытались атаковать 6 Ф-86.
Они следовали в плотном строю. Мою пару они не видели, так как мы шли в раз¬мытой облачности. Таким образом, «сейбры» оказались между нашей основной группой и моей парой, т. е. я оказался в хвосте у«сейбров» на дистанции 500—600 м. Мне оставалось только сократить дистанцию, прицелиться и открыть огонь, что я и сде¬лал.
Один из Ф-86 задымил и начал беспорядочно падать, ос¬тальные Ф-86 рассыпались кто куда. В этом бою еще один «сейбр», пользуясь паникой в их рядах, сбил Герой Советского Союза командир полка подполковник Карасев А.Н. У нас в этом бою потерь не было».
Еще один «сейбр» в этом бою, в котором участвовало 10«мигов» 523-го иап и около 20 «сейбров», поразил своим ог¬нем старший лейтенант Яковлев И. И., правда, и ему досталось в этом бою.
Его «миг» был атакован сзади звеном «сейбров».
Его ведомый не смог отбить их атаку, и самолет Яковлева был под¬бит, но смог увернуться от других атак «сейбров» и вернуться на свой аэродром Мяогоу, привезя в своем самолете 10 пробоин. Бой произошел в р-не Тейсю—Хакусен—Киодзио с 9 ч. 32 мин. до 10 часов дня.
Однако американская сто¬рона не подтверждает потерь своих «сейбров» в этом сраже¬нии.
В этот день было несколько воздушных сражений в «Аллее "мигов"» летчиков 64-го корпуса с «сейбрами» 4-го иакр — шла борьба за завоевание воздушного пространства в данном районе.
По американским данным, в одном из этих боев сошлись 32 «сейбра» и более 40 «мигов».
В конце дня американцы заяви¬ли о пяти победах (только один 1 -й лейтенант Ральф Гибсон из 335-й аэ сбил два МиГ-15). Их потери: один Ф-86 — погиб капи¬тан Уильям Д. Кроне.
Поданным штаба корпуса, в этот день летчики 176-го гиап провели три воздушных боя с «сейбрами».
Сначала противника встретило в районе Сенсена звено капитана Геся Г.И. в количе¬стве 16 Ф-86 и провело с ними короткий бой, который закончил¬ся безрезультатно.
Затем вылетевшая чуть позже восьмерка капитана Шеберстова К.Я. в 9 ч. 35 мин. встретила в районе Сенсена 16 Ф-86 и вступила с ними в бой.
Особо отличился в этом бою штурман полка капитан Субботин Серафим Павлович, который в этом бою совершил воз¬душный таран.
Вот как развива¬лись события этого боя: в районе западнее Анею группа Шеберстова встретила 16 Ф-86 и завязала с ними воздушный бой.
Пара Суббо¬тина атаковала ведущую пару «сейбров» первой группы. Огонь вела с дистанции 500— 100 м. В ре¬зультате чего атакованный Ф-86 перешел в беспорядочное паде¬ние и взорвался в воздухе.
После этого Субботин, сам атакованный двумя Ф-86, несмотря на это, идет на выручку своего товарища, ко¬торого преследовала пара «сейб¬ров».
Субботин отсекает их от сво¬его товарища, но его «миг» получа¬ет сильное повреждение от огня двух Ф-86, которые атаковали его. В кабину начал поступать из пробитого бака керосин, а двига¬тель остановился.
Пара «сейбров» продолжала преследовать его и обстреливать с малой дистанции.
Пикированием под большим углом капитан Субботин пытался оторваться, но это ему не удается, а, наоборот, один «сейбр» сблизился с ним на дистанцию 100—50 м и производил фотографирование с левой и правой сторон.
После этого Субботин принимает решение: сбросить фонарь и торможением своего самолета, путем вы¬пуска тормозных щитков, вынудить преследуемый «сейбр» уда¬риться о его самолет и только после этого произвести катапуль¬тирование.
Выпустив «тормоза», капитан Субботин почувство¬вал сильный удар и увидел, что Ф-86 правой плоскостью задел за хвостовое оперение его самолета, вследствие чего отвали¬лась правая плоскость противника и хвостовое оперение само¬лета Субботина. После этого Ф-86 перешел в беспорядочное падение, ударился о землю и взорвался, а самолет Субботина перешел в отрицательное пикирование.
На высоте 4000 м Суб¬ботин катапультировался и приземлился в 10—15 км южнее Тейсю. Получил при ударе ушибы головы, туловища.
В кабине упавшего в районе Тейсю Ф-86, который таранил капитан Субботин, нашли останки американского летчика. Это был 34-летний немец американского происхождения капитан Уильям Д. Кроне.
--
(Более популярна версия что Сейбр в него просто въехал (см. у Пепеляева)))
Второй упавший в море «сейбр» сбил в этом бою старший лейтенант Плиткин А.А..
--
Последний бой летчики 176-го полка провели во второй по¬ловине дня в районе Анею:
шестерка «мигов» капитана КрамаренкоС.М. провела воздушный бой с группой из 12 Ф-86, кото¬рый закончился безрезультатно.
Летчики 18-го полка 303-й иад закончили начатый летчика¬ми 176-го гиап бой, сбив еще один «сейбр», и без потерь верну¬лись на свой аэродром в Мяогоу.
В этом бою в районе Анею со¬шлись 14 «мигов» под командованием подполковника Сморчкова А.П. и 10 Ф-86.
Победу одержал в этом бою капитан Тарасов Д.А.
Итого за 18 июня, согласно данным командования 64-го иак, в многочисленных стычках с «сейбрами» было сбито и по¬вреждено 7 самолетов Ф-86.
Свои потери составили всего ШиГ-15 сбитый, и еще один был поврежден.
Американское командование признает в этот день потерю только одного сво¬его Ф-86А с №49-1307 из 334-й аэ, в кабине которого и погиб капитан Уильям Д. Кроне.
Потери других «сейбров» американцы не подтверждают, несмотря на то что их падения зафиксирова¬ны представителями КНА
(Да уж –корейцы—источник))))))