MD> А вот вопрос: есть данные об устойчивости/неустойчивости западных самолётов этого же поколения, и современных? Скажем, мне казалось, что F-15 устойчив, а F-16 нет... А что насчет F-22, Рафаля, Тайфуна, Гриппена? Про многие из них пишут, что у них "система управления с полной ответственостью" - означает ли это, что они неустойчивы настолько, что без непрерывной коррекции компъютером лётчик в принципе их не удержит?
Нет у меня таких данных - точных. ЕМНИС, 15-й действительно устойчив (как и 18-й - не "Супер", относительно того сомневаюсь), а 16-й и все остальные, как я понимаю, где-то в нейтрали, в пределе (при разных вариантах загрузки) - до -3-5%.
Насчет "не удержит" - это некоторое преувеличение (естественно, если там не -7%).
Например, в свое время на МиГе был скандалешник - 29-е получались в пр-ве со смещенной назад центровкой (Луховицы гадили). В результате в полете по графику выработки топлива машина могла быть неустойчивой (около 1,5-2%). А началось все с того, что пригнали из строя пару машин на облет с характеристикой строевых летчиков "машина временами себя как-то странно ведет".
Так что с такой неустойчивостью летчик может справиться - хотя, конечно, не на всех режимах.
Термин "система управления с полной ответственостью" я встречал только в применении к управлению двигателем (FADEC - Full Authority Digital Engine Control).
MD> И в более общем смысле - является ли неустойчивость теоретически необходимым и неизбежным шагом для дальнейшего роста пилотажных качеств и/или эффективности, или это только один из приёмов, который можно использовать, а можно и обойтись, используя что-то другое?
Неустойчивость вводят по ряду причин:
а) снижение балансировочного сопротивления (т.е. увеличение дальности) на крейсерских режимах (для машин нормальной схемы);
б) возможность на посадке "завесить" мех-ю задней кромки на бОльшие углы (снижение пос. скорости / пробега);
в) увеличение угловой скорости по тангажу (причем скорости именно на увеличение тангажа - "в минус" будет хуже, что очевидно).
Т.е. маневр - это не единственная причина.
Однако, повторяюсь, актуально это в основном для нормальной схемы. ИМХО, в общем случае для схем "утка", "бесхвостка с ПГО" и "триплан" оптимальной все же является нейтральная центровка.
"Тот, кто надевает шоры, должен помнить, что в комплект еще входят узда и кнут" (Станислав Ежи Лец)