[image]

Тяжелые платформы на ГСО?

Теги:ГСО, космос
 
1 2 3 4 5 6 7

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Это-то я видел... ИМХО - неубедительно :)

Если нужна увеличенная масса на ГСО и/или отлётных траекториях - это легче и дешевле лечится, например, высокоимпульсными движками малой тяги. При существующих РН. И можно еще и большую массу на ГСО получить :)

С Луной - та же фигня. Не говоря о том, что лунного-то "заказа" пока, увы, нет.
   
+
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

Fakir> Это-то я видел... ИМХО - неубедительно :)

Для меня достаточно :)


Fakir> Если нужна увеличенная масса на ГСО и/или отлётных траекториях - это легче и дешевле лечится, например, высокоимпульсными движками малой тяги.

При этом мы проигрываем во времени выведения.


Fakir> При существующих РН. И можно еще и большую массу на ГСО получить :)

В каком-то из топиков прикидывали, что можно к Луне 3/4 массы вывести.


Fakir> С Луной - та же фигня. Не говоря о том, что лунного-то "заказа" пока, увы, нет.

Да, это проблема "смысла".
Например, выбор между экстенсивным и интенсивным путем освоения космического пространства.
   
+
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Fakir>> Если нужна увеличенная масса на ГСО и/или отлётных траекториях - это легче и дешевле лечится, например, высокоимпульсными движками малой тяги.
Alexandrc> При этом мы проигрываем во времени выведения.

Ну и что? Что значат 3 месяца, пусть даже полгода выведения при сроке службы спутника 15-20 лет? Зато по массе выигрываем - очень и очень сильно.

А уж как выигрываем по деньгам и по времени разработки... :)

Fakir>> При существующих РН. И можно еще и большую массу на ГСО получить :)
Alexandrc> В каком-то из топиков прикидывали, что можно к Луне 3/4 массы вывести.

Во-во.

Fakir>> С Луной - та же фигня. Не говоря о том, что лунного-то "заказа" пока, увы, нет.
Alexandrc> Да, это проблема "смысла".
Alexandrc> Например, выбор между экстенсивным и интенсивным путем освоения космического пространства.

Так как раз все эти тяжёлые ракеты - как раз дубово-кондовый экстенсивный путь :)
   
+
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

Fakir> Ну и что? Что значат 3 месяца, пусть даже полгода выведения при сроке службы спутника 15-20 лет? Зато по массе выигрываем - очень и очень сильно.

Если с этим согласен заказчик ;)


Fakir> Так как раз все эти тяжёлые ракеты - как раз дубово-кондовый экстенсивный путь :)

Все правильно. Только людей на ионниках к Луне, например, посылать не рационально.
   
+
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Fakir>> Ну и что? Что значат 3 месяца, пусть даже полгода выведения при сроке службы спутника 15-20 лет? Зато по массе выигрываем - очень и очень сильно.
Alexandrc> Если с этим согласен заказчик ;)

Думаете, не согласится? :) Если он а) заплатит заметно меньше, чем за пуск на тяжёлой РН; б) ему не придётся ждать, пока вы её разработаете и испытаете ;)

Грубо говоря, если прямо сейчас кто-то слепит 15-тонный спутник для ГСО - то с ЭРД его можно запустить на Протоне уже через год-два; но если связываться с 40-тонником - то запустите вы ваш спутник в самом лучшем случае лет через пять.

Fakir>> Так как раз все эти тяжёлые ракеты - как раз дубово-кондовый экстенсивный путь :)
Alexandrc> Все правильно. Только людей на ионниках к Луне, например, посылать не рационально.

Ну ясное дело. Только пассажирский грузопоток - это как раз мелочи. Водород, многопуск - и вуаля. И никакой сертификации новой тяжёлой ракеты под пилотируемые полёты не надо. Обращаю внимание в очередной раз, что в новой американской лунной программе не зря двухпусковая схема ;)
   
+
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

Fakir> Ну ясное дело. Только пассажирский грузопоток - это как раз мелочи.

Кто и где предложил для выживания хомо сапиенса лучший путь, чем экстенсивное освоение новых территорий?
Жаль этот вопрос слишком далек от темы топика, еще дальше, чем 40т РН :)

Fakir> Водород, многопуск - и вуаля. И никакой сертификации новой тяжёлой ракеты под пилотируемые полёты не надо. Обращаю внимание в очередной раз, что в новой американской лунной программе не зря двухпусковая схема ;)

Не знал, что американцы решили не делать Ares-V.
   

ratte07

втянувшийся

Fakir>>> Думаете, не согласится? :) Если он а) заплатит заметно меньше, чем за пуск на тяжёлой РН; б) ему не придётся ждать, пока вы её разработаете и испытаете ;)

Время создания новой РН 8-12 лет. Но время создания РБ с ЭРД - это тоже 8 лет минимум.

Fakir> Грубо говоря, если прямо сейчас кто-то слепит 15-тонный спутник для ГСО - то с ЭРД его можно запустить на Протоне уже через год-два; но если связываться с 40-тонником - то запустите вы ваш спутник в самом лучшем случае лет через пять.

Не получится через год-два. ЭРД дают выигрыш только при интеграции РБ с КА. А это - новая платформа.

Fakir> Fakir>> Так как раз все эти тяжёлые ракеты - как раз дубово-кондовый экстенсивный путь :)

Интенсивный путь - это КВРБ.
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
ratte07> Время создания новой РН 8-12 лет. Но время создания РБ с ЭРД - это тоже 8 лет минимум.

C какого это перепугу?

ratte07> Не получится через год-два. ЭРД дают выигрыш только при интеграции РБ с КА. А это - новая платформа.

Да зачем новая платформа?! Доработка существующей, вряд ли уж совершенно радикальная.

ratte07> Интенсивный путь - это КВРБ.

И он тоже.
   
+
-
edit
 

ratte07

втянувшийся

Радикальная. Имея десятилетний опыт работы над проблемой тяговых ЭРД я могу так говорить. Короткие выводы: эффективность, выше чем у РБ достигается только при интеграции СЭП КА и ЭРД. Из этого несколько следствий. Так, мощность определяется потребностью ретрансляционного комплекса. Соответственно и время перелета весьма велико. Со всеми вытекающими, включая и длительное нахождение в поясах. СУ работает в совершенно другом режиме. Так что доработка большая. По сути, для того, чтобы обеспечить заметный выигрыш, нужна новая платформа. (Естественно, речь про Россию и СПД-100/140).
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Какими именно ЭРД занимались, если не секрет?
И зачем зацикливаться на СПД-100/150 ? Когда давно уже есть лучшие модели, прошедшие лабораторные испытания - да хоть КМ-100?
Это не говоря о морозовских наработках СПД 2-го поколения (им уже тоже лет пять, СПД "Атон"). За 8 лет их можно десять раз до лётной модели довести.
   
+
-
edit
 

ratte07

втянувшийся

СПД-100 и СПД-140, я же говорю. Довести то можно. Но проблема работоспособности двигателя - одна из. Основная проблема - масса СЭП при отдельном буксире и ограниченная мощность при интеграции СПД в КА.

Т.е. в теории, переход от 1500 с на 3000 с может что-то изменить. На практике мы располагали СПД-100.
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
А где именно занимались? Факел, НИИТП?

Но, согласитесь, глупо закладываться на многолетнюю разработку - и при этом на морально устаревший движок.

Да даже так посмотрим на вопрос. Новая платформа, говорите - но она так и эдак новая: нам же тут предлагают ТЯЖЁЛУЮ платформу для ГСО - т.е. по определению вы не будете её на старой делать :)

Так что, по-моему, проблемы тут нету вообще.
   
+
-
edit
 

ratte07

втянувшийся

Я не двигателист.

Проблема в разнице мощности для работы КА и для перелета в приемлемые сроки. А любые "лишние" СБ нивелируют массовый выигрыш.

Тяжелые платформы нужно с нескольких сторон рассматривать. Если речь о коммерческих - то они по определению не наши. Если о задачах для России - то может и тяжелые не нужны?

Протон вот обладал длительное время уникальной возможностью прямого запуска на ГСО (из коммерческих РН - единственный). И что, это было востребовано? Даже если Россия предложит средство выведения на ЭРД, пусть даже дешевле, но оно не будет подходить для основных коммерческих платформ (хотя бы по показателю универсальности по СВ) - это средство не будет востребовано. Разработать же отечественный спутник связи, который будет продаваться на Западе, да за 5 лет - вы в это верите?
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Лишние СБ не могут быть лишними. Раз уж лепим новую платформу - глупо не использовать возможности повышения мощности. Это даст и повышение пропускной способности канала, и/или меньшую тарелку, и т.д. Ну или большее число стволов, или всё в комбинации.

А для основных др. платформ - вы забыли, что нам тут 40-тонник продвигают именно чтобы запускать на ГСО наши тяжёлые (ибо недостаточно совершенные) спутники с наших высокоширотных космодромов? ;)

И что вообще такого уж невозможно в разработке универсального буксирного модуля? Много ли ему, собственно, нужно? Рама с баками рабочего тела, электрика, собственно движки и СБ. И крепим всё это к любому спутнику. Система управления - его родная, вообще всё почти то же самое, только СБ со спутника снимаем - перевешиваем на модуль, от него пойдёт питание на спутник.

ЗыСы Да, и я чего-то не врубаюсь - а чем же вы занимались с СПД, если не двигателист? %( Траектории малой тяги? Интегрирование в бортэлектрику? Использование в СУ? ???
   
RU Alexandrc #18.03.2008 17:34
+
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

"151451main_8-40599-CaLV.pdf":
The versatile, heavy-lifting Ares V is a two-stage,
vertically stacked launch system. The launch vehicle
can carry about 290,000 pounds to low Earth orbit and
144,000 pounds to the moon.
...
During launch of an Ares V, the reusable solid rocket
boosters and core propulsion stage power the vehicle
into low-Earth orbit. After separation from the spent core
the Earth Departure Stage J-2X engine takes
over, placing the vehicle in a circular orbit. The Orion,
carrying the astronauts, is delivered to space separately
by the Ares I launcher, then docks with the orbiting Earth
Departure Stage and its lunar module payload. Once
mated, the Earth Departure Stage ires its engine to
achieve “escape velocity,” the speed necessary to break
free of Earth’s gravity, and the lunar vessel begins its
journey to the moon.
The Earth Departure Stage is jettisoned after it puts the
mated crew and lunar modules on course for their lunar
destination. Once the four astronauts arrive in lunar orbit,
they transfer to the lunar module and descend to the
moon’s surface. The crew module remains in lunar orbit
until the astronauts depart from the moon in the lunar
vessel, rendezvous with the crew module in orbit and
return to Earth.
The cargo vehicle’s rockets can lift up heavy payloads,
such as equipment and hardware, to Earth orbit or trans-
lunar injection, a trajectory designed to intersect with the
moon. Such lift capabilities will enable NASA to carry a
variety of science and exploration payloads to space and,
in time, undertake crewed missions to Mars and beyond.
 


Т.е. 130 тонн на низкой орбите и 65 тонн у Луны.
И эти люди говорят, что 40 тонник не нужен ;)
   
+
-
edit
 

ratte07

втянувшийся

Нужен, если мы хотим лететь на Луну. В остальных случаях - очень большой вопрос.
   
RU Alexandrc #18.03.2008 18:14  @ratte07#18.03.2008 17:43
+
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

ratte07> Нужен, если мы хотим лететь на Луну. В остальных случаях - очень большой вопрос.

Потому что для этих остальных случаев сейчас хватает 25 тонн на LEO.
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Да и для Луны не нужен. В смысле - не является обязательным и даже, возможно, как минимум для первого этапа неоптимален.

Можно и вот эдак примерно:
Оптимальная транспортная система Земля-Луна
   
+
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

Fakir> Да и для Луны не нужен. В смысле - не является обязательным и даже, возможно, как минимум для первого этапа неоптимален.
Fakir> Можно и вот эдак примерно:
Fakir> Оптимальная транспортная система Земля-Луна

ЕМНИП, та тема в итоге свелась к варинту товарища Жуля Верна из Франции :D

Сабжевый вариант хорош при постоянном грузопотоке, и потом речь в нем идет о излишности 100 тонного носителя. А вот 40 тонник в этот вариант отлично вписывается. С его помощью как раз решается задача пилотируемого пуска к Луне, причем в один пуск.
   
RU Старый #21.03.2008 13:51  @Fakir#16.03.2008 16:13
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
Старый>> А какие собственно проблемы с управлением, особенно на ГСО?
Fakir> Ну всё равно же спутник не гвоздями к небесному своду приколочен, хоть и на ГСО. Его надо ориентировать и после привода в точку, возможно, и после что-то там корректировать - а если из точки в точку гонять, так тем более.
Fakir> Но, возможно, ключевая проблема всё же в развёртывании.

Ориентация спутника с большими антенами и солнечными батареями на ГСО не представляет никаких проблем. Спутник жёстко застабилизирован одной осью на центр земли а второй осью - перпендикулярно плоскости орбиты. В таком положении корпус спутника делает 1 оборот в сутки чтоб оставаться направленым на центр земли, а солнечная батарея - один оборот в противоположную сторону чтоб оставаться всё время направленой на солнце. То есть СБ делает 1 оборот в сутки относительно корпуса спутника. В чём проблема реализовать такие условия?

Старый>> Да, и я чтото забыл, какова мощность СБ на МКС?
Fakir> А причём тут МКС? Её СБ разворачивали за много заходов, с кучей переконфигураций, и почти всё время - "ручками". Т.е. манипуляторами, астронавтами и т.п.

МКС тут при том что одна секция солнечных батарей на ней имеет мощность 50 КВТ. А всего 4 секции - 200 КВТ. И никаких проблем с ориентацией.

Разворачиваются они естественно автоматически, а ручные операции связаны только с переносом из Шаттла на место установки. На спутниках они естественно сразу будут стоять где надо и таких проблем не возникнет в принципе. Опять же СБ на МКС складные-раскладные поэтому такой сложной конструкции. На спутнике рамочной конструкции.
Ну и вдобавок. На МКС кремниевые СБ, на спутниках - арсенидгалиевые. рсенидгалиевая СБ такого же размера будет в полтора раза мощнее.

Fakir> Развернуть нечто подобно за один раз, да еще на полностью автоматическом спутнике - НННШ.

Никто и не подумает делать чтото подобное на спутнике, в смысле возить СБ на спутник на Шаттле и приделывать их на лету. :) Хотя есть горячие головы которые предлагают собирать спутник из частей.

Fakir> У "мужиков" опыта в реакторах = 0.

У "мужиков" первый реактор полетел на спутнике в 1965-м году и успешно отработал с первого раза. Именно после этого случая и зачухались наши мужики. И к тому времени когда нашим мужикам удалось заставить свою чуду хоть чуть поработать на орбите американцы уже набрав весь необходимый опыт поняли их бесперспективность и свернули работы. Нашим чтоб понять это потребовалось ещё 15 лет.

Fakir> Ну давайте еще с полюса запускать, и вообще 60-тонник лепить :)

К сожалению экватора у нас нет. Поэтому приходится запускать с того что есть.

Fakir> Начать надо хотя бы с водородных РБ. Что наверняка если не дешевле целого нового носителя (хотя 90%, что заметно дешевле), но еще и гораздо полезнее.

А как вы считали что дешевле и что полезнее? И как вы вобще это себе представляете?

Fakir>Об ЭРД.

Не нужно. Потому что НННШ.

Fakir> Плюс кто мешает о двухпуске подумать? Что в этом настолько сложного?

Долго объяснять. Я думаю в данном случае достаточно того что никто так не делает и даже мыслей таких дурных ни у кого нет.

Fakir> А мысли возникают, как не возникать - например, идея дозаправки спутников на ГСО довольно близко лежит.

Нет такой идеи. И не будет. НННШ.

Fakir> Да плевать, преувеличена или нет.

Вам плевать, а тем кто делает космическую технику - нет.

Fakir> Тем лучше. Задача нетрудна и решаема.

И тем не менее собирать спутники стыковкой - НННШ.
То что автоматическая стыковка нетрудна знают все, и тем не менее ни у кого не родится такой бредовой идеи - собирать спутники из нескольких частей.

Fakir> Если достаточно серийного и давно существующего Протона - зачем многопуск Союзами?

Ну а вот французам и американцам оказалось недостаточно Арианы-4, Дельты-2 и Атласа-2. Но они предпочли сделать новые ракеты и даже не обсуждали идею стыковать спутники из нескольких частей. Как вы думаете, почему? Потому что они тупые? Или заговор? Или есть другие варианты?

Fakir> Если захотите что-то для Протона неподъёмное - скорее всего, окажется проще/дешевле/быстрее двухпуск Протоном, чем создание/отработка/серийное производство совершенно нового тяжёлого носителя.

Для одиночной миссии типа Мира окажется дешевле собирать. Для массовых задач (несколько запусков в год) новая ракета и однопуск несравнимо проще/дешевле/эффективнее чем сборка.

Fakir> Ну и высокоимпульсные движки, конечно.

А мужики то знают? ;)

Fakir> Так и запуски ГСО-спутников, тем более таких тяжёлых - мало отличаются от уникальной миссии. Сколько там пусков-то в год можно ожидать? С учётом роста срока жизни спутников?

Мир - ЕДИНСТВЕННЫЙ объект. Создавать тяжёлую ракету для одно-единственного запуска - неэффективно. ГСО-спутники запускаются в год десятками. Даже очень тяжёлые будут иметь по нескольку запусков в год.
Если бы в год надо было строить пяток Миров то никто бы и не думал собирать их из модулей. Сделали бы 100-тонную ракету и не морочились.

Fakir> К тому же, если вас интересует именно масса на ГСО, а не на LEO - то ЭРД это то, что вам нужно.

А мужики то знают? Нет? Тупые? Заговор? ;) Вобщем Факир, сколько можно эту тему мусолить? Пора понять что НННШ.

Fakir>Недополученная прибыль от увеличенного срока выведения будет намного меньше, чем затраты на разработку новой РН.

А мужики то знают? Те кто Ариану-5 заказывают? Не знают? Почему вы им не подсказали? ;)

Fakir> Благо электрическая мощность и так есть и достаточно велика - тем более у мощного спутника.

Ах эти операторы спутниковой связи... Вечно они не знают своего блага... ;)

Fakir> И ЭРД тоже стоят и без того, хоть и с другой целью. Всего и делов - поставить движок помощнее, да запас рабочего тела побольше. И поуправлять в течение тех месяцев, что спутник будет выползать до места работы.

Вы не пробовали устроиться генконструктором в Боинг? Да хоть в Астрим... ;)

Fakir> Косвенный пример - импровизация с Артемисом.

Во-во. И этот пример их ничему не научил. Ну тупыыыеее... ;)

Fakir> ЗыСы Но понятно, что новая ракета - это зрелищнее, да и бабла освоить можно больше ;) Европейцы и американцы в этом плане тоже не дураки, почём фунт баксов - понимают :)

И поэтому выкладывают на новые РН и тяжёлые спутники свои кровные баксы. Может таки чего не так, а? ;)
   
RU Старый #21.03.2008 13:56  @Fakir#17.03.2008 17:59
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
Fakir> Это-то я видел... ИМХО - неубедительно :)
Fakir> Если нужна увеличенная масса на ГСО и/или отлётных траекториях - это легче и дешевле лечится, например, высокоимпульсными движками малой тяги. При существующих РН. И можно еще и большую массу на ГСО получить :)

Вобщем Факир, я так понял у вас возникла проблема. Вы видите что практическая космонавтика развивается совсем не так как она должна развиваться по вашим представлениям. И вы понимаете что в ваших представлениях чтото не так, но не понимаете что именно, и хотите чтоб вам объяснили в чём ваши представления ошибочны. Так?
   

Bell

аксакал
★★☆
Не нравятся мне ЭРД применительно к сабжу...
Сроки довыведения, многократный пролет радиационных поясов...
Стоимость овчинки совсем неочевидна...
   
RU Alexandrc #21.03.2008 17:21
+
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

И скорее всего НННШ (с) для РБ, а на платформах они уже и так есть.
   
RU Старый #22.03.2008 16:43
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
По поводу использования маршевых ЭРД тут уже был в своё время длинный флуд. С тех пор полетели ряд АМС с маршевыми ЭРД, на их примере можно посмотреть каково это - использовать маршевые ЭРД и сколько времени тратится на набор необходимой скорости.
   
MD Fakir #22.03.2008 16:59  @Старый#22.03.2008 16:43
+
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Старый> По поводу использования маршевых ЭРД тут уже был в своё время длинный флуд. С тех пор полетели ряд АМС с маршевыми ЭРД,

...насчёт чего кое-кто говорил, что нигде и никогда :lol:
   
1 2 3 4 5 6 7

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru