Долго пытался решить, откуда Gross мог почерпнуть такие идеи. Компьютерные игры? Сайт Пентагона? Наконец, осенило - фильм "Спасти рядового Райна".
Уклон явно, амырыканский - танковые войска не нужны, вместо танков используем специализированные машины поддержки пехоты. А как быть с желанием осуществлять глубокий маневр? Либо мы возим пехоту вертолетами, но тогда о БМПТ и ОБТ надо забыть, либо она едет следом за парой БМПТ и ОБТ на трех БМП - а что может лучше (и дешевле) всего размолотить этот винегрет, чем своевременный чисто танковый контрудар?
Увлекшись высокой стратегией, я совсем позабыл о тактике. Даже, наверное, не забыл, а испугался. Здесь такой простор для всяких уклонов! Точнее, каждый побывавший там имеет свой собственный рецепт, а не побывавший - может ссылаться на гору классиков.
Вот, например, классик, которому можно верить, потому, как - битый. (Э.Миддельдорф о наступательных действиях Красной Армии во время Второй Мировой Войны):
"Боевые порядки наступающих дивизий состояли, как правило, из двух танковых и трех пехотных эшелонов. Пехотные эшелоны усиливались артиллерией сопровождения, саперами, батальонами огнеметов и другими вспомогательными и специальными подразделениями.
...
Танки и пехота первого эшелона, если она находилась дальше 250м от переднего края обороняющегося, выдвигались вперед во время артиллерийской подготовки. Первый эшелон танков проходил через боевые порядки пехоты, которая начинала движение одновременно с подходом второго эшелона танков и затем следовала за ним не отрываясь.
Пройдя через боевые порядки первого эшелона пехоты, танки открывали огонь из пушек и пулеметов по брустверам первой траншеи и обнаруженным целям.
С подходом танков первого эшелона к переднему краю на расстояние 100-150м артиллерия и минометы русских переходили на корректируемую стрельбу и постепенно переносили огонь в глубину обороны.
Первый эшелон танков, продвигаясь за огневым валом, не задерживался на первой траншее и прорывался ко второй траншее. Атака первого эшелона танков непрерывно поддерживалась тяжелыми танками и самоходными установками второго танкового эшелона.
Второй эшелон танков, следуя за первым на удалении 100-400м, своим огнем подавлял живую силу и огневые средства в первой траншее. Пехота, наступавшая за вторым эшелоном танков, с расстояния 30-50м забрасывала траншеи ручными гранатами, при помощи огнеметных танков уничтожала огневые точки, мешавшие ее продвижению, и, не ввязываясь в бой с оставшимися группами противника, продолжала движение вперед.
Второй эшелон пехоты следовал за первым на расстоянии 350-500м. Его основная задача заключалась в поддержке первого эшелона во время прорыва оборонительных позиций и при отражении контратак. Второй эшелон также не задерживался на первой траншее до полного уничтожения оставшихся групп противника, а продолжал движение, обеспечивая фланги действиями мелких штурмовых групп. Если в ходе наступления в первом эшелоне пехоты образовывались бреши, их закрывали силами второго эшелона. Если продвижение первого эшелона было остановлено, второй эшелон продолжал наступление через его боевые порядки.
Третий эшелон пехоты следовал за первыми двумя на удалении 800-1500м перекатами от укрытия к укрытию. Его задачей являлось очищать захваченные позиции от противника и помогать первому и второму эшелонам, когда их продвижение задерживалось. Если позволяли условия, третий эшелон осуществлял охватывающий маневр. Его действия обеспечивались огнем артиллерии и минометов.
Если третий эшелон атаковал, проходя через боевые порядки первых двух эшелонов, то он сначала подтягивался к ним на расстояние примерно 200м. Другие задачи третьего эшелона заключались в отражении сильных контратак, особенно во фланг наступающих войск, ликвидации подразделений, обороняющихся на отсечных позициях, а также в подготовке условий для обхода и окружения войск противника.
...
Хотя все эшелоны имели задачу продвигаться вперед быстро и безостановочно, все же каждый из них выделял часть сил для обеспечения и закрепления достигнутого успеха.
Саперный батальон, следуя за вторым и третьим эшелонами пехоты, подготавливал захваченные позиции к обороне. Огнеметные батальоны выжигали живую силу из укрытий и оборонительных сооружений. Особое внимание уделялось быстрейшему созданию противотанковых рубежей. Для этой цели противотанковые резервы передвигались скачками от рубежа к рубежу.
Для отражения танковых контратак русские использовали тяжелые танки и самоходные артиллерийские установки, а средние танки направляли в обход контратакующего. Обойдя контратакующие танки, они занимали позиции, удобные для ведения флангового огня."
Понятно, заменяя в подставляя в некоторых места цитаты слова "пехота" и "танки" на что-то более страшное ("вертолеты", "БПЛА", "роботы", эти самые "БМПТ"...) можно получить некий выигрыш. Нельзя только забывать, что, по старой доброй формуле Ланчестера, для того, чтобы заменить N единиц на одну, последняя должна быть эффективнее первых в N-в-квадрате раз. Наверное пост-танковый и амырыканский уклоны и порождаются завышением этого самого ожидаемого значения N.