Aaz> Ты уж определись: либо барраж за пределами высотности ПЗРК, либо снижение "со всеми вытекающими".AGRESSOR> 2-3 км - это и есть уже за пределами достижения ПЗРК. В ТТХ обычно пишут 2.5 км достижения,..
Это писали для ПЗРК "Игла-1" образца 1981 года.
Сейчас "Игла" имеет до 3,5 км. Кстати, на столько же достает ЗУ-23М1. Источник - мой любимый
каталог РОЭ 2003 г.
AGRESSOR> но это предел по неманеврирующей и высококонтрастной цели. Думаю, очевидно, что "разрабатываемый" нами ганшип должен иметь низкую ИК-заметность.
Точнее, по неманеврирующей - поскольку именно маневры цели "съедают" дальность и досягаемость по высоте ЗУР. Цель с перегрузкой 1,5g практически обречена. А уж ганшип на "карусели" - это вообще "мечта оператора-идиота" (с - почти О.Бендер).
Не говорим уже о том, что пуск ЗУР надо обнаружить - а с этим пока плоховато...
Чтобы снизить ИК-заметность, необходимы проектно-компоновочные (экранировка) и конструктивные (охлаждение "горячих" элементов) решения. Столь любимый тобой "обычный самолет ВТА" не прокатит - придется все проектировать заново...
AGRESSOR> если я правильно понял, когда башка ЗУР раньше вычисляла угол места и азимут на цель, ей можно было подсунуть ложные углы, но теперь ГСН именно что "видят" цель - и сделать это намного напряжнее. Так?
Насколько я понимаю, не совсем. Сейчас ГСН не просто "видит" цель - она еще и "оценивает" ее характеристики. И, например, при "динамическом разделении" цели (отстрел ЛТЦ) или ее скачкообразном "раздвоении" (применение различных "ламп") способна отличить реальную цель от имитации. Т.е. улучшение помехоустойчивости обусловлено не только и не столько типами матриц - точечная, линейная (которая, впрочем, ЕМНИС, практически и не применялась - ее разработчики ГСН как-то "проскочили") или матричная - сколько вычислительными возможностями ГСН и эффективностью алгоритмов распознавания и селекции помех, котрые в нее зашиты.
Aaz> Это пока еще "яичко в гнезде" - все их делают и рекламируют, но ни у кого я не смог выяснить принципа работы эти систем даже "на пальцах".AGRESSOR> Ну, раз делают, вероятно, имеет смысл...
Возможно, и имеет - но, полагю, смысл "вероятностный". По принципу "лучше хоть какая-то защита, чем никакой".
Скажем, одним из способов воздействия на ГСН лазерного постановщика помех считается "неосесимметричный" нагрев л/лучом колпака ГСН, что дает гарантированный увод ЗУР с траектории. Но вот как это реализовать на практике, причем
с высокими степенями вероятности - х.е.з.
Aaz> Что произойдет со всеми существующими системами ИК ПД, воздействующими на слабости электроники?"AGRESSOR> Причем тут "слабость" электроники? Здесь принципы работают - обман на принципе подсовывания ложных целей (или ложных параметров приходящего ИК-излучения для указания неверных координат цели - см. цезиевые лампы). Как это коррелирует с мощностью/слабость электроники, если полезный сигнал просто забивается шумовым?AGRESSOR> Т.е. я не то что спорю, просто интересно понять.
См. выше.
Забивание "шумом" (чем мощнее ЛТЦ, тем лучше) - это давно уже "не носят", ибо ГСН умеют такие финты отлавливать, запоминая "исходный" ИК-образ цели. Сейчас считается важным максимально полное соответствие помехового сигнала ИК-сигнатуре цели - но и это не всегда помогает. Работает уже упомянутая "селекция по динамике". Если одна из двух разделившихся целей "маневрирует" энергичнее, чем другая, значит, цель отстрелила помеху. Плюс попробуй-ка обеспечить то самое соответствие с учетом ракурса атаки УР: сигнатура цели меняется, а ЛТЦ - нет.
Если же просто давить мощной "шумовой" помехой, источник которой находится на борту ЛА, то "умная" ГСН переходит в режим снижения чувствительности и наводится на "яркий" источник помехи. Не зря ведь регулярно появляются проекты буксируемых источников ИК-помех...
Некоторый офф:
Когда мы "проектировали" БПЛА для К-2020, защита от ТГСН обговаривалась достаточно подробно. Но там все было сравнительно просто: "ослепляющая" (кратковременно) импульсная помеха в сочетании с энергичным маневром БПЛА (ограничений "по человеку" нет), при котором он просто вываливается из поля зрения ГСН, и последняя вынуждена заново начинать цикл наведения с поиска цели - а это губительно сказывается на располагаемой энергетике УР.
Но для тихоходного утюга, каковым является аналог ВТС, это не проходит.
AGRESSOR> Ну, да... Вон в том же Ираке... Ни дня без применения ПЗРК. Все больше что-то из РПГ по вертушкам шмаляют, несмотря на то, что регион нефтеносный.
Видео, которое я видел, как раз зафиксировало, ЕМНИС, ПЗРК плюс РПГ, работавшие по "Чинуку".
А логика проста: зачем тратить на "вертушку" ПЗРК (которые все же не растут под каждым кустом), если за те же деньги можно пульнуть по ней десятком-двумя РПГ и получить примерно ту же вероятность поражения?
А вот самолеты ВВС США, насколько я знаю, ведут патрулирование Ирака как раз на высотах, исключающих применение ПЗРК. С чего бы это?
Aaz> При пуске из передней полусферы по машине с ТВД - тоже? AGRESSOR> Конечно! Просто у нынешних ПЗРК чувствительность выше. Они уже "видят" и нагретые спереди мотогондолы движков.
Помнится, кто-то говорил о мерах по снижению ИК-заметности.
"Задавишь" излучение сопел и м/гондол - ГСН начнет наводиться на передние кромки крыла и / или нос самолета...
Aaz> Я уж не говорю о ситуациях, когда ГСН задействует второй - УФ - диапазон.AGRESSOR> Это актуально для дневного времени. УФ-то - отраженный солнечный...
Все та же логика полета на Солнце?
И, насколько я знаю, отражение УФ там не используется - идет работа по контрасту. Небо есть "площадной" источник рассеянного солнечного УФ излучения, а ЛА дает "тень". На нее-то и наводится ГСН.
Этим, кстати, объясняется отсутствие "двухдиапазонных" ГСН на УРВВ - на фоне земли УФ-режим не работает, и на кой его тогда таскать?
Aaz> То есть поддержку очередной "6-й роты", которая влипла в мешок днем, ты исключаешь?AGRESSOR> ...не исключаю.
Да, в совсем уж критической ситуации - не исключено. Тут и Ту-160 не грех на поддержку бросить.
Но вот шансы, что медлительную и незащищенную машину сшибут (и поддержки не будет) "умозрительно" получаются высоковаты...
AGRESSOR> Скорее, это работа для штурмовиков.
"Заметьте - не я это предложил!" (с - т/ф "Покровские ворота")
Aaz> "Обычный самолет ВТА" для ведения такой разведки должен быть оснащен соответствующими оптико-электронными и РЛ-системами, что заметно поднимет его стоимость (и стоимость его эксплуатации).AGRESSOR> Цена самолета будет выше. Это понятно. Но стоимость эксплуатации выше будет ненамного. Сравнительно.
Давай посмотрим "на пальцах". Стоимость эксплуатации комплексов БРЭО для БПЛА и "аналога ВТС" считаем равной (они решают одни и те же задачи, следовательно, аналогичны). Для простоты считаем равными и затраты на эксплуатацию общсамолетного оборудования (хотя на пилотируемой машине они заведомо выше).
Но разведчик на основе ВТС имеет два / четыре двигателя вместо одного (а их надо обслуживать) + з/п экипажа кое-что потянет. "Навскидку", набежит до 30% разницы.