Тема навеяна, главным образом, тем, что происходит сейчас у нас в Израиле и интенсивно обсуждается по телевизору, а также здесь
"Литой свинец" - израильская операция в Газе, 2008
В первой фазе операции по наземным целям в секторе Газы были произведены многочисленные воздушные атаки, главным образом сверхзвуковыми многоцелевыми самолетами и противотанковыми вертолетами АН-64. Эти ЛА рассчитаны на действия против регулярной армии, с тяжелой техникой и сильной ПВО. Не знаю, насколько эффективны были эти воздушные удары (вроде бы неплохо), но сколько они стоили, страшно подумать (вроде 1,5млрд. шек. уже потратили)
Возникает вопрос: а так ли нужны против иррегулярных формирований (басмаческих банд ХАМАСА) многоцелевые сверхзвуковые самолеты?
Все новое---хорошо забытое старое, и не обратиться ли к опыту прошлых лет?
"Рост освободительного движения в странах третьего мира в 1950-х вызвал появление специфических ударных самолетов, получивших в США название COIN (Counter-Insurgency - противопартизанские)."
По этой программе фирмы Convair и General Dynamics разработали "Чарджер"
Convair, General Dynamics Charger
а North American---"Бронко",
North American OV-10A/C Bronco который победил в конкурсе и затем весьма успешно применялся
От США не намного отстала Аргентина
FMA IA.58 Pucara , однако аргентинцы сделали большую ошибку---использовали самолет, предназначенный для борьбы с инсургентами, против сильной регулярной армии и флота, и, конечно, понесли очень большие потери при минимальных результатах
(одна Pucara, вроде, сумела попасть бомбой в британский фрегат, самолет был сбит, а фрегат отделался легкими повреждениями---бомба не взорвалась, остальные IA-58 просто были уничтожены или захвачены англичанами)
Обратная картина (у нас), к счастью, не так трагична, "но деньги, поручик!"(с)
Еще раньше американцев программу COIN (не называя ее так и пользуясь американским самолетом) провели французы
Nord American, Sud-Aviation T-28S Fennec
Но они и раньше проводили опыты в этом направлении
Sud Aviation SE.117 Voltigeur Morane-Saulnier MS.1500 Epervier
Правда, их оригинальные разработки в серию не пошли.
Еще 2 американских проекта по этой программе, не пошедшие в серию, представлены на иллюстрациях (1 и 2) из книги Vaclav Nemecek “Vojenska letadla” Praha 1982
К чему я привел столько ссылок (причем далеко не все по этой теме!) с "Уголка неба"? Чтобы показать, что тема в свое время (30-45 лет назад) была солидно практически разработана.
Но прошло много времени, и самолеты тех лет давно устарели.
Изменились инсургенты (у них появились ПЗРК, они широко применяют долговременную фортификацию), и изменились способы ведения боевых действий (нельзя задевать гражданское население, во времена Вьетнама и Алжира этому придавали меньшее значение).
Попробуем прикинуть гипотетический облик современного самолета COIN.
1) Оборудование и вооружение
а) система GPS
б) тепловизионная система FLIR
в) станция лазерной подсветки целей
г) телевизионная система наблюдения при обычном и низком уровне освещенности с трансфокатором
д) помехозащищенная система передачи и приема данных, включая видеоизображения в реальном масштабе времени
е) автопилот с функцией автоматического пикирования на выбранную цель (такой АП был уже в конце 70-х годов, напр., на самолете «Мираж» F1)
«б» , «в» и «г» могут быть установлены на общей гиростабилизированной платформе
(если я что-то забыл, подскажите, пожалуйста)
Вооружения не должно быть особенно мощным, напр., нет необходимости в бронебойных пушках вроде GAU-8A (у инсургентов, как правило, нет бронетехники)
Достаточно будет 1-2 20мм пушек и пулеметов винтовочного калибра и 6-8 узлов подвески для бомб и ПУ НАР, однако очень желательно иметь 2-3 узла, рассчитанных на нагрузку ок. 1т, для применения проникающих (по-старому---бетонобойных) бомб с лазерным наведением.
2) Экипаж желательно иметь из 2-х человек---пилота и наблюдателя (оператора). Обязанности 2-го члена экипажа ---поиск целей визуально и с помощью приборов, связь с наземными авианаводчиками, разведывательными БПЛА и др..
3) Силовую установку желательно иметь винтомоторную, как у всех предыдущих (с ТВД, турбовальным или высокофорсированным ПД с наддувом, надо еще подумать, пошарив в литературе)
Преимущества:
а) лучшая экономичность на скоростях до 700км/ч
б) большая живучесть (предположительно)
в) важнейшее преимущество---отсутствие горячей реактивной струи и возможность охлаждения выхлопных газов.
Наиболее эффективное средство ПВО иррегулярных формирований---ПЗРК, они представляют наибольшую опасность для самолета COIN, подавляющее большинство которых имеют пассивную ИК ГСН (исключения---устаревший «Блоупайп», «Джавелин»,Star strike и RBS 70, но эти комплексы сравнительно мало распространены)
4) Аэродинамическая схема--- с тандемным расположением двигателей, аналогично Do.335 Pfeil
Dornier Do.335 Pfeil
Преимущества такой схемы очевидны:
а) важнейшее преимущество---высокая живучесть. Максимальное разнесение двигателей по длине планера. Повреждение одного двигателя не вызывает асимметрии тяги. Двигатели защищают кабину пилотов спереди (при пикировании) и сзади (при выходе из атаки)
б) значительно меньшее аэродинамическое сопротивление в сравнении с расположением двигателей на крыльях
в) возможность экономического полета с только одним включенным двигателем.
Наиболее важной характеристикой для такого ЛА является не дальность, а продолжительность полета (время патрулирования)
5) Самым необходимым качеством такого самолета является живучесть и защита экипажа.
Меры обеспечения живучести
а) бронирование кабины (сплошная «ванна» снизу и плоские прозрачные бронепанели сверху), а также бронезащита двигателей и редукторов.
б) катапультируемые сидения, возможно, сидение-автожир для самостоятельной эвакуации летчиков из опасной зоны
в) протектирование и наддув баков инертным газом
г) снижение ИК заметности---экранирование охлаждаемыми панелями горячих участков двигателей, теплообменник для охлаждения выхлопных газов внутри фюзеляжа (п.3-а)
Заранее благодарен за ответ и конструктивную критику.
С уважением, Donkey2
P.S. Просьба кидаться табуретками не очень тяжелыми!