Итак, первым долгом прошу извинить за невыполнение обещания – на прошлой недели не успел написать/переписать обещанное, по двум причинам: во первых, работы хватило и на урезанный week-end, во 2-х, источник изобразил из себя бдительного товарища
и настоял на праве фильтрации инфы в моем понимании и обобщении. Так как я не собираюсь терять его как собеседника и источника интересных подробностей, пришлось согласится и урезать изначальное сообщение. В результате сухопутная составляющая сократилась фактически на 90 процентов, осталось только то шапкозакидательство и то самобичевание которое тут на форуме уже н-раз перетиралось. Те детали которые интересные я добавил, но их мизер. По авиации вообще немного более, в.т.ч. некоторые политические составляющие, но в общем также немного осталось. То что новинка и не под запретом (не знаю каким, честно) я оставил. Вообще складывается впечатление, что действия «на земле» находятся под еще бОльшим эмбарго чем героические будни нашей авиации и нашего бравого флота. Что касается общего впечатления от услышанного (в том числе и не озвученного тут), то матерится не хочется, кое-где прогресс налицо и даже радует, с другой стороны некоторые аспекты прямо шокируют. Это пре-амбула, амбула теперь.
Начнем сразу с относительно «бризантного», то есть с политически-параноидального, с плавным переходом в авиацию
Продолжение завтра, надеюсь. Стиль источника сохранен, слог не очень
Оказывается, с первых же суток конфликта в недрах российского Генштаба росло достаточно определенное беспокойство о возможном вмешательстве третьей стороны или даже сторон. Особенные причины беспокойства вызывали турки, в том числе и возможные серьезные разногласия между политическим и военным руководством Турции. Не исключалось даже активное вмешательство если не вооруженных сил Турции, то хотя бы отдельных подразделений или даже войск в инициативном порядке. Также подчеркивалось что руководство ВВС Турции в подавляющем большинстве ярко настроено анти-российски и ставилось под вопросом устойчивость и надежность турецкой chain of command до политического руководства включительно.
Реальная подоплека данных опасения была частично подтверждена данными разведки о частых телефонных переговоров, проведенных впервые в данном формате, между отдельными турецкими обозревателями UNOMIG напрямую с командованием 3-го корпуса (силы быстрого реагирования) а также с командованием 2-й А (Малатья?), 7-го корпуса в Диярбакыре и отдельного общевойсковой группы при Эрзруруме. Отмечалась также возрастающая активность турецких ВВС после каждого телефонного обмена между штабом UNOMIG и вышеприведенными контактами. Беспокойству также способствовало изменение курса (9-го авг.) фрегата ВМФ Турции, который находился в Средиземке (приказ передали без шифровки в прямом эфире) и «скрытой» (без радиообмена) подготовке к выходу двух фрегатов (согласно источнику, оба класса Перри) в ЧМ-акваторию в тот же день. При этом вечером 9-го августа посольство Турции в Тбилиси в срочном порядке попросило всех своих обозревателей в регионе прибыть в Тбилиси и отдельных обозревателей прибыть непосредственно в здание посольства по случаю подготовки к празднованию дня Победы (30-го авг.). Между прочим, подготовительные мероприятия по данному случаю, как правило, раньше не проводились до последней недели августа.
Также не исключалась некоторая степень вмешательства Украины, особенное беспокойство вызывала возможность доставки оружия, боеприпасов и специалистов под видом гуманитарной помощи через турецкие воздушные коридоры. Не исключалась также некоторая степень взаимодействия с турецким военным руководством. Особенно вызвало опасения донесения разведки о доставке «малогабаритных ЭВ-блоков» (слог источника) для нужд РЛО и ПВО, намеченное на 10-11 августа.
Подледную каплю в чашу добавили турецкие ВВС, которые опять же скрытно перебросили утром 9-го авг. до 6 Ф-16 неопознанной модификации из Диярбакыра в Мерзифон в дополнение уже присутствующим там силам. Последующие действия российских ВВС (см. ниже) позволили зафиксировать интенсивные вылеты из Мерзифона, как правило с наступлением вечера, на сопровождение транспортных ЛА, с расходом на малой высоте в сторону моря. Настораживало также факт что дневные полеты аппараты из или поблизости Мерзифона совершали по трассам и согласно скоростям, соотв. гражданским лайнерам. Зачастились случаи задержки гражданских рейсов в данном регионе при одновременном проходе истребителей по гражданским трассам, что затрудняло опознания целей до их выхода на рубежы патрулирования, а иногда и вообще было невозможно отличить по РЛ-обстановке истребителей от гражданских бортов в силу отсутствия информации о данных транспондеров в прилегающих районах и крайне плохой координации действий между ВВС РФ и Минтрансом/службами гражданской авиации, а также морально устаревшего оборудования средств оповещеня.
МО РФ и Генштабом не исключались:
- доставка допоборудования, грузов двойного назначения, вооруженния, боеприпасов под видом гум.помощи или в открытую со стороны Украины/Турции/Украины транзитом.
- Противодействие операции войск РФ в СО и Абхазии путем усиления радилокационного поля, перехватов, передачи развед- или иной оперативной информации противоборствующей стороне
- Активное противодействие операции (от постановки помех до перехвата ЛА в нейтральных водах)
- Провокации военного и политического характера (от подстроенного крушения транспортного самолета НАТО на маршруте Ирак-Грузия до перехвата и уничтожения транспортного самолета третьей стороны или военного самолета Украины).
В связи с этим было принято решение
- усилить объективный радиолокационные и разведывательные оповещение и обзор восточной части ЧМ вплоть до рубежа выхода турецких сил и средств на применение средств поражения/разведки
- обеспечить переменное РЛ оповещение и обзор северной части черноморской акватории, вкл. южную часть Крыма
- в случае продолжительного воздействия или усиления вышеописанных действий третьих сторон, обеспечить мероприятия, нацеленные на предотвращение нарастания агрессивных действий третьих сторон
одновременно воздействовать по дипломатическим, официальным и неофициальным каналам на третьи стороны с целью предотвращения/остановки потенциально угрожающих действий или провокаций в районе конфликта и в прилегающих регионах.
Конкретно это означало просто следующее:
В 5-дневной войне, или как ее еще называют, были задействованы как минимум 2 А-50, один из них висел над ЧМ на отдалении от берега примерно на «высоте» Гудауты. Это объяснимо не только паранойей в отношении к Турции, но и тем фактом что хоть А-50 м.б. и зарекомендовал себя неплохо при горном рельефе, западные подступы к Абхазии/Западной Грузии для того ДРЛО который висел над южным районом были недоступны в силу геологии. Воздушная обстановка с самого начала операции до конца августа была чрезвычайно насыщена и представляла определенные трудности идентификации и опознавания возможных целей противника и ЛА третьих сторон: в зоне ответственности одновременно могли присутвовать до 80 ЛА (гражданские борты с эвакуированными иногосудартв, военные транспортные самолеты, пассажирские рейсы, военная ударная авиация). Оценка действий самолетов ДРЛО: отметили – относительно высокую эффективность основых бортовых комплексов самолета ДРЛО А-50 в условиях горной местности, удовлетворительная выучка экипажей и операторов, низкая надежность отдельных элементов бортоборудования при длительной эксплуатации, устаревшая и неэффективная система связи с сопровождаемыми и направляемыми бортами, полное несоответствие нормативам технического и специального обслуживания техническим и обслуживающим персоналом на местах временного базирования/переброски.
Для сопровождения ДРЛО были на постоянной основе задействована как минимум пара истребителей. МиГ-31 для эскорта не предоставлялись, но как минимум одна пара МиГ-31 была задействована для патрулирования 11-го августа. Су-27СМ, если верить источнику, также были задействованы над акваторией ЧМ не раньше 11-го авг., сопровождаемые другими истребителями ВВС РФ.
После того, что турецкие ВВС, ВВС Украины и отдельные страны – члены НАТО не отменили или обговорили порядок проведения воздушного дозора и патрулей в акватории ЧМ и в прилегающих к конфликтной зоне районах, было принято решение провести «операцию устрашения» с целью предотвратить последующие фактически боевые вылеты турецких ВВС из северных районов Турции и более плотно контролировать порядок проведения воздушных патрулей ВВС Украины в зоне ответственности нашего ДРЛО. 10-го августа ночью звено Су-24МР выполнило задание на преодоление зоны радиолокационного поля пары двух патрулирующих истребителей турецких ВВС, с выходом на максимал на ПМВ, набором высоты, обозначения присутствия спецсредствами (???) и разворотом на восток после рубежа применения оружия бомбардировщиков типа Ту-22М3 в непосредственной близости фрегата ВМФ Турции курсом на северное побережье (в-м порт). Одновременно звено турецких ИБ, опознанных визуально как Ф-4, было перехвачено и сопровождено без применения бортовой РЛС тройкой Су-27. Звено Фантомов сразу после перехвата ушло в направление турецкого побережья, звено Ф-16 (м.б. пара), после обозначения сушками своего присутствия, пыталось выйти на перехват но не вышло на рубеж поражения.
Через час в том же ракурсе и на том же курсе появились 2 Ту-22М3 (настоящие), пересекли курс выполняющих разворот Ф-16 на МВ, дали себя визуально обнаружить и ушли разворотом на запад на высотном эшелоне. Те же самолеты участвовали в бомбардировке Кодорского ущелья в тот же день.
На следующий день был перехвачен и визуально сопровожден украинский МиГ-29 южнее от Севастополя.
Также 11-го утром были направлены в акваторию ЧМ до 2-х Ту-95. Бомбардировщики прошли зону облучения украинских РТВ и повернули на юг в направлении Турции. Украинские ВВС попыток перехвата не предпринимали.
Был ли эффект или не был, но 11-го Турция сначала запретила украинскому лайнеру с вышеупомянутым спецоборудованием перелететь через воздушный коридор в Грузию, а потом согласилась пропустить гум.помощь при «определенных условиях».
Украинские ВВС проявили необычайную активность в течении конфликта. Были замечены участившийся полеты истребительной авиации, в том числе и непосредственно на маршрутах следования кораблей КЧФ. Ударная и войсковая авиация также усиленно среагировали на конфликт. В течении фазы боевых действий в ЮО и Абхазии было выявлено более 35 самолето-вылетов истребительной авиации ВВС Украины, 10 – ИБ, более 30 вертолетов (в большинстве транспортных) всех ведомств выполнили внеплановые задания в течении конфликта. В авральном порядке ГПС Украины сняло запрет на полет вертолетов Ми-8 уже 8-го августа. Общая оценка действий ВВС Украины вызывает неожиданно положительные оценки, особую неожиданность вызвала относительно высокая готовность техники и выучка летного и технического состава, задействованного в течении конфликта. Хотя в целом, общие показатели готовности ВВС Украины все же оставались крайне низкими, большинство вылетов совершалось малой группой летчиков на наиболее подготовленных машинах, ротации не замечалось, что частично подтверждено результатами перехватов.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗАВТРА
(с Праздником, кстати!!!)