uagg> Да, если можно. В смысле - жевать!
Я не спец в аэродинамике, но меня, в случае чего, знающие люди проправят.
Попробуем...
Будем сравнивать два самолета размерности истребителя. Один из них - с "обычным" винтом - летит на скорости М=0,5, а самолет со "сверхзвуковым" винтом - при М=1,2.
Для простоты отбросим вопрос, как этот самолет сможет разогнаться ДО сверхзвука. Пусть его сбрасывают с носителя уже на с/з скорости.
Для винта "аналогом" аэродинамического качества является т.н. "коэфф. тяги".
Если принять, что нормальный винт имеет коэфф. тяги, скажем 15, то "сверхзвуковой" винт будет иметь Кт=5. Эти цифры "условные", они выбраны по сопоставлению с аэродинамическим качеством, которое имеют самолеты на дозвуке и на сверхзвуке.
При этом коэффициент сопротивления самолета (Сх - "це икс") возрастет (для простоты) примерно в 5 раз (это то, что в обиходе называют "звуковым барьером"). А сила сопротивления растет пропорционально коэффициенту сопротивления и квадрату скорости.
То есть если принять потребную мощность дозвукового самолета за единицу, то для сверхзвукового она будет равна:
1х[15:5] х 5 х [(1,2x1,2):(0,5x0,5)]
В первых квадратных скобках - то, что дает ухудшение тяги винта, пятерка - это прирост Сх, вторые квадратные скобки - это увеличение лобового сопротивления по скорости.
Умножив и поделив, получаем цифру 86. Это означает, что если дозвуковой самолет имеет двигатель мощностью 1000 л.с., то сверхзвуковому нужно иметь мощность
ВОСЕМЬДЕСЯТ ШЕСТЬ ТЫСЯЧ ЛОШАДИНЫХ СИЛ.
Для сравнения - силовая установка Ту-95 выдает
ШЕСТЬДЕСЯТ тысяч л.с.