Извините что встреваю, но мне топик напомнил мои давние провокации по поводу нужности/ненужности Су-25
так что задело
СкайДрон полностью прав. Но имхо и это тоже правда:
sabakka>> То есть он требуется на ЛЮБОМ современном боевом вертолёте огневой поддержки, поскольку все они имеют прицельно-навигационный комплекс с оптической и/или ИК-станцией.
А просто потому что вопрос не в бинарном выборе оператор/без оператора, а чисто в целесообразности этого члена экипажа как части (управленческой-контрольной) комплексной системы вооружения/оружейного комплекса, который только из одного вертолета или одного истребителя/бомбера с штатным вооружением, или только из однотиповых вертушек/самолей далеко не обязан состоять.
А эта целесообразность измеряется совсем не сравнительно (на первый вид) простыми сравнениями и уравнением между "пилотированием", скажем, обнаружением цели, ЦУ и самой "стрельбой" (поражением цели). На это имхо намекал Скайдрон, и это часто забывают. Я думаю что все согласны, что если пилоту "чистого" истребителя 70-х, скажем, годов, дали б оператора вооружения для основных целей (воздушных), то ему было бы гораздо труднее с ним чем в одиночку - просто потому что процесс поиска, обнаружения, ЦУ и поражения
функционально для него был связан с пилотажем как таковым. С другой стороны, пилотировать Б-52 в и бросать фугаски на Ганой в одиночку задача фактически невыполнимая, и не только из-за технических факторов, а просто потому что процессы не взаимосвязаны (что, допускаю, тоже чисто технический вопрос в данном случае).
А тут играют роли такие факторы как (навскидку):
1) скорость ЛА и скорость/положение/тип целей, которая в очередь определяет :
2) "временную капсулу" (ограничения) всего процесса поиска/обнаружения/ЦУ,наведения/(опционально:коррекции на траектории)/поражения, в свою и первую очередь на это влияет:
3) БРЭО, субсистемы обнаружения (оптические, РЛ, пассив, РТР, вынесенные источники информации - от других ЛА и БПЛА до наземных разведчиков-ЦУ), всепогодность/круглосуточность (в смысле суб-систем) или отсутсвие оных,
4) характеристики ударной компоненты носителя (то бишь макс./мин.дальность применения, сопряжение с БРЭО, тип БЧ, условия применения и ограничение при помехах, вероятность поражения)
5) тип цели (аналогичный носителю; не представляющий непосредственной опасности; точечная цель; заранее разведанная цель с фикс. коорд.; малозаметная цель; неопознанная или необнаруженная цель...)
5) полезная нагрузка (в смысле повышения вероятности поражения при повторном заходе/multiple launch)
Если у ЛА есть такое оружие и такое БРЭО, которое позволяет поразить основные (заложенные в ТТЗ) цели на дальности, равной или превышающей оптимальное исполнение вышеупомянутого цикла поиска/обнаружения-поражения, в течении того отрезка времени, где этот цикл проходит оптимально без снижения вероятности поражения или увеличения вероятности срыва задания, то можно смотреть если ему нужен оператор. Если нет - то вопрос и ставить не надо: ЛА не-оптимально вооружен или его ТТЗ завышен.
Оператор нужен чтобы продлить цикл поикс/обнаружение-поражение, и оптимизировать процесс выполнения задания. Данный цикл зависит от оружия, от цели, и от всех перечисленных факторов.
Таким образом имеем ВВС Франции, которые считают (вполне обоснованно) что их Рафаль прекрасно выполняет функции истребителя с одним пилотом, а вот на работу В-З ему нужен оператор, даже если оружие дального действия у него чисто на бумаге существует, да и системы ЦУ/обнаружения сырые. Поэтому никто и не думает дать всем А-10 оператора, но никто и не думает что надо новый, двухместный А-10 делать пачками. Поэтому Ф-35 - без оператора, потому что его пилот способен (официально) оптимально выполнить весь цикл без него во всех ТТЗ-ситуациях. По той же причине наши ВВС пробивают Су-35 как универсал, даже если этому мало кто верит. По этой же причине Страйк Игл никогда не был бы таким успешным самолем, если бы там не был бы оператор. И по той же причине можно себя спросить почему забили болт на Ка-50.
Так что не вопрос - нужен или не нужен. Вопрос - обоснован ли, и для чего?