Всё таки продолжим читать сообщение уважаемого участника Форума Юрия Красильникова.
Примем к сведению идею, что динамика спуска Лунного модуля сответствовала динемике спуска "вертолёта", высказанную двумя определениями.
Так, что мы видим.
Уважаемый Юрий Красильников объясняет не менее уважаемому Карев об методике использования верньерных двигателей.
Y.K.> Y.K.>> Карев, при реальной посадке периодических включений RCS в поперечном направлении не было
То есть при завершающем этапе посадки отсутсвовало непосредственное управление вектором тяги. Кстати при возвращении Взлётной ступени на Орбитальный корабль именно верьерные двигатели своей периодической работой осуществляли манёвр стыковки аппаратов.
Так вернёмся к посадке в описании Юрия Крсаильникова.
Karev1>> Пусть будут развороты, как при реальной посадке.Y.K.> При реальной посадке - разворот с достаточно малой угловой скоростью.
Вот так! Разворот как бы есть, но с очень маленькой угловой скоростью.
Вообразите себе Ми-24 который петляя между кратеров с метровыми булыжниками имея в запасе топлива на 60 секунд работы маневрирует с "маленькой угловой скоростью".
Ну а что может сказать порядочный человек про величину этой угловой скорости? Что она соизмерима с вертолётной? Но так не может быть.
Ведь момент создаваемый парочкой верньерных двигателей тягой в 90 кгс в сумме не идёт ни в какое сравнение с моментом, создаваемым аппаратом перекоса винта. там моменты у вертолёта соизмеримой массы на пару порядков большиечем у ЛМ.
Karev1>> Неразрешимая задача? Как-то отслеживали это смещение поворотами кадана?Y.K.> А отслеживали просто. Компьютер поддерживал угловую стабилизацию: при отклонении ориентации аппарата от номинальной давал импульс РСУ и восстанавливал ее. И одновременно вел бухгалтерию - в какую сторону аппарат чаще отклоняется. В ту и подкручивал кардан, чтобы уменьшить уход.
Ну вот вам и "вертолёт"
То есть "вертолёт", но без способности наклоняться и соответсвенно изменять своё угловое положение.
Причём и динамически -импульсами верньерных двигателей и интегрально (на достаточно большом промежутке времени) изменяя наклон карданом.
Ну и как маневрировал вектором тяги Лунный модуль?
Вертолёт как известно может изменять вертор тяги винта не изменяя линейно ориентацию самого вертолёта, а Лунный модуль?
Тут всё , по мнению уважаемого Юрия Красильникова, нет. Ведь вектор тяги основногоЖРД строго проходил, через Центр масс Лунного модуля.
Y.K.> И в этом случае компенсировалось не вертикальное смещение ЦМ, а горизонтальное - которое теоретически вообще отсутствует (забор ведется из симметрично расположенных баков). Практически же, конечно, было небольшое.
Не будем обсуждать спор участников Форума про возможность двигать ЛМ горизонтально с помощью комбинации верньерных двигателей:
.............................
Y.K.> Ваш вариант гораздо хуже. При включении РСУ в горизонтальном направлении аппарат получает угловую скорость с непредсказуемой величиной, поэтому ее придется мерить и гасить.
Ну таким образом уважаемый Юрий Красильников описал действие системы стабилизации космичесого аппарата , показав, что никакого управления и горизонтального маневрирования совершить Лунный модуль не мог.
Поэтому всё таки управляемость Лунного модуля в горизонтальной плоскости асоциируется не с "вертолётом", а по видимому с Сюрвейером (или с круглым паращютом).