Реклама Google — средство выживания форумов :)
Проиллюстрировать этот факт можно на примере боев на Халхин-Голе в 1939 г. Несмотря на сравнительно скромные силы сухопутных войск СССР и Японии, вовлеченных в бои на территории Монголии, в воздухе развернулось одно из самых напряженных воздушных сражений Второй мировой войны. Это была масштабная воздушная баталия с участием сотен самолетов, развернувшаяся над сравнительно небольшим участком соприкосновения войск сторон. Причем большая часть усилий авиации, свыше 75% вылетов, была направлена на борьбу за господство в воздухе, то есть собственно воздушные бои и удары по аэродромам. Армии Японии и СССР еще не были втянуты в широкомасштабные боевые действия и могли бросить в бой значительные силы авиации, причем в кабинах самолетов сидели подготовленные еще в мирное время пилоты. По итогам конфликта японская сторона заявила об уничтожении в воздушных боях 1162 советских самолетов и еще 98 — на земле. В свою очередь, советское командование оценило потери японцев в 588 самолетов в воздушных боях и 58 боевых самолетов — на земле. Однако реальные потери обеих сторон на Халхин-Голе оказываются куда скромнее. Боевые потери советских ВВС составили 207 самолетов, небоевые — 42. Японская сторона отчиталась о 88 сбитых самолетах и 74 списанных вследствие боевых повреждений. Таким образом, советские данные о потерях противника (и как следствие личные счета пилотов) оказались завышенными в четыре раза, а японские в шесть раз. Практика показала, что «халхингольский коэффициент» 1:4 завышения потерь противника сохранился в ВВС РККА и в дальнейшем. От него были отклонения как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения данного соотношения, но в среднем его можно принять как расчетный при анализе действительной результативности советских асов.
...
Последовавшая за Халхин-Голом финская война вновь продемонстрировала ту же тенденцию. Советские пилоты, по официальным данным, сбили в воздушных боях 427 финских самолетов ценой потери 261 своих. Финны заявили о 521 сбитом советском самолете. В реальности ВВС Финляндии выполнили 5693 боевых вылета, их потери в воздушных боях составили 53 самолета, еще 314 машин сбила советская зенитная артиллерия. Как мы видим, «халкингольский коэффициент» сохранился.
После проверки по немецким документам результатов их [асов] боевой работы в Заполярье выяснилось, что П. С. Кутахов сбил не 13, а от 3 до 6 самолетов. Б. П. Сафонов не 20, а от 4 до 8. Н. Д. Диденко не 14, а от 3 до 8. Н. А. Бокия не 17, а от 3 до 10.
Абсолютно точные цифры установить нельзя, так как почти во всех боях с участием этих пилотов на сбитие каждого самолета из реально потеряных немцами претендовало сразу несколько советских летчиков.
Дата
воздушного боя Засчитано сбитых самолетов
советским летчикам Сбито немецких самолетов
в действительности
23.07.41 1 -
04.01.42 1 -
04.03.42 5 -
15.04.42 8 -
29.04.42 3 -
15.05.42 1 -
19.05.42 3 -
26.05.42 4 -
22.06.42 1 -
01.07.42 2 -
18.07.42 6 2
02.09.42 1 -
15.09.42 1 1
30.10.42 2 -
27.12.42 1 -
13.03.43 1 1
23.03.43 3 -
27.03.1943(1) 2 1
27.03.1943(2) 1 1
31.03.43 2 -
19.04.43 7 1
29.04.43 4 1
07.05.43 1 1
08.05.43 1 1
13.05.43 4 -
19.05.43 6 -
01.06.43 1 . -
21.06.43 4 2
23.06.43 1 1
12.04.44 4 1
15.06.44 1 -
17.06.44 9 1
18.06.44 5
19.06.44 1 -
28.06.44 7 1
04.07.44 7 -
17.07.44 5 1
17.08.44 6 2
23.08.44 8 1
29.09.44 6 1
09.10.44 5 1
22.10.44 1 1
23.10.44 3 3
Всего 146 26
Дата
воздушного
боя Засчитано
сбитых самолетов Сбито
самолетов в
действительности Соотношение
официально
засчитанных и
реально одержанных
побед
советским
летчикам немецким
летчикам немецких советских советских
летчиков немецких
летчиков
15.09.42 7 - 1 — 9:01 2,75:1
27.09.1942(1) — 5 — 4
27.09.1942(2) — 1 - —
30.10.42 — 5 - 1
09.01.1043 — 6 - 1
10.03.43 . — 6 - 5
12.03.43 — 7 — 3
13.04.43 5 — — —
22.06.43 — 13 — 4
04.07.43 — 16 — 6
16.07.43 3 — 1 —
20.07.43 3 — — —
Всего 18 77 2 28
30 июня 1941 г. на боевые счета летчиков 51-й истреби-
тельной эскадры и III группы 53-й истребительной эскадры
люфтваффе было занесено 114 воздушных побед. Согласно
же советской сводке потерь материальной части авиации на
Западном фронте (в полосе которого и действовали назван-
ные эскадра и группа), в этот день было сбито лишь 82 со-
ветских самолета. При этом на 5—8 из них претендовали
немецкие зенитчики59, так что реальное число побед немец-
ких летчиков-истребителей находилось в пределах 74—82 и
официальная цифра является завышенной в 1,4—1,5 раза.
12 августа 1942 г. 25 самолетов 8-й воздушной армии
Юго-Восточного фронта — 8 штурмовиков Ил-2 из 686-го
штурмового авиаполка 206-й штурмовой авиадивизии, 12
истребителей Як-1 из 269-й истребительной авиадивизии и
5 истребителей ЛаГГ-3 из 235-й — были атакованы над дон-
скими аэродромами Ольховское и Подольховское «мессер-
шмиттами» — немецкими истребителями Bfl09G-2 из 3-й
истребительной эскадры и I группы 53-й истребительной.
По немецким данным, в этом бою было сбито 33 (sic!) со-
ветских самолета; согласно же советским документам — лишь
15 (всего 8 штурмовиков и 7 истребителей). В свою очередь,
советским летчикам-истребителям было записано 3 сбитых
«мессершмитта», а штурмовикам — 2, тогда как, по данным
немцев, сбит был лишь один Bfl09G-2 из 3-й эскадры61. Та-
ким образом, немецкая сторона завысила число побед своих
летчиков-истребителей в этом бою в 2,2 раза, а советская —
в целых 3 (если не в бесконечное число раз: ведь «мессер»
мог быть в действительности сбит пилотами Ил-2).
30 мая 1943 г. в районе Ладожского озера развернулись
бои истребителей Ла-5 32-го гвардейского истребительного
авиаполка с «хейнкелями» — бомбардировщиками Hei 11 из
53-й бомбардировочной эскадры и прикрывавшими их ис-
требителями Bfl09G-2 из II группы 54-й истребительной
эскадры. Немецким летчикам-истребителям после этих схва-
ток было засчитано 13 сбитых самолетов, а советским — 18.
Проверка же по документам каждой из сторон показывает,
что в действительности и 32-й гвардейский, и немцы поте-
ряли лишь по 3 сбитых (три Ла-5, два Hei 11 и один Bfl09G-2);
иными словами, реальные результаты немецких летчиков-
истребителей были завышены в 4,3 раза, а советских — в 6 раз...
Посты ВНОС практически всегда подтверждали заявления летчиков. На это безобразие летом 1943 г. жаловался командующий 4-й ВА генерал-лейтенант К. А. Вершинин, писавший, что "по одному и тому же сбитому самолету противника справки наземниками даются представителям нескольких соединений 3-го ИАК".
<...>
По поводу того, как оформлялось подобное очковтирательство, имеется забавный рассказ офицера 850-го гвардейского гаубичного полка О. Д. Казачковского, к которому в нач. 1945 г. на 2 Белорусском приехал зенитчик и попросил за бутылку водки подписать бумагу, свидетельствовавшую что именно его ЗА в тот день сбила самолет, хотя, на самом деле, самолет врага был сбит нашей авиацией.
<...>
В январе 1944 г. под Мурманском в ходе боя Як-7Б и Як-9 из 767-го, 768-го и 769-го истребительных авиаполков 122-й истребительной авиадивизии ПВО с Bf109G из 3-й группы 5-й истребительной эскадры. Наши заявили шесть сбитых самолетов врага. Сбитие одного "мессера" было "подтверждено" справкой, подписанной командиром 2-го дивизиона 1082-го зенитно-артиллерийского полка. На пять других были найдены "обломки". Однако фашисты в тот день потеряли в Заполярье лишь два самолета: лейтенанта Клауса и унтер-офицера Штробеля.
<...>
19 апреля 1943 г. в районе заполярного аэродрома Ваенга-2, от расположенных близ Мурманска постов ВНОС, а также от 72-й и 542-й зенитно-артиллерийских батарей 190-го зенитно-артиллерийского полка были получены подтверждения докладов летчиков 2-го гвардейского истребительного полка 6-й истребительной авиабригады ВВС Северного флота о сбитии четырех немецких самолетов. На землю тогда действительно упали 4 машины, однако немецкой была только одна из них - Bf109G-2 обер-фельдфебеля Мюллера из 2-й группы 5-й истребительной эскадры, а три других ("Аэрокобра" и два "Харрикейна") принадлежали советским ВВС. А вносовцы и зенитчики, не став ничего уточнять, доложили по телефону о всех четырех самолетах, как о германских.
и т.д. и т.п.
19 апреля 1943 г. в районе заполярного аэродрома Ваенга-2, от расположенных близ Мурманска постов ВНОС, а также от 72-й и 542-й зенитно-артиллерийских батарей 190-го зенитно-артиллерийского полка были получены подтверждения докладов летчиков 2-го гвардейского истребительного полка 6-й истребительной авиабригады ВВС Северного флота о сбитии четырех немецких самолетов. На землю тогда действительно упали 4 машины, однако немецкой была только одна из них - Bf109G-2 обер-фельдфебеля Мюллера из 2-й группы 5-й истребительной эскадры, а три других ("Аэрокобра" и два "Харрикейна") принадлежали советским ВВС. А вносовцы и зенитчики, не став ничего уточнять, доложили по телефону о всех четырех самолетах, как о германских.