iodaruk> Это-даже у нас в бауманке уже лет пять как с бумагой не работают-кад и прочие рулят.
Фигура речи (с) iodaruk
Имеется в виду не конкретно черчение, а в принципе проектно-конструкторское ремесло. Инженерия.
iodaruk> Ну да-зачем платить чертёжницам в штатах три когда можно платить мальчикам в рф один.
Если по оформлению документации или расчетам по тупым спускаемым сверху методикам, то да.
Но волна коснулась и интеллектуальных направлений.
iodaruk> А как решается вопрос согласования всего чего только можно-масс-размеров-крелений и .д. и т.п.?
О, мать моя женщина, это отдельная песня. Вот тут у А и Б весь интеллект манагерский и уходит. Если у А жизнь попроще, т.к. они живут в едином поле, то Б, используя все что можно по всему миру, тут продвинулся дальше и обильно разрабатывает различные корпоративные стандарты и формы требований на все случаи жизни. Фактически все сводится к качеству изготовления по требованиям Б. Контракт получил? Вот и будет точить рамку для иллюминатора до посинения, пока не уложишься в требования ТЗ.
iodaruk> Так во первых-большая компания впринципе может это сделать в отличие от мелкой, два-завист от размера-боинг тянет несколько проектов...
Ну, а сколько у них в разработке проектов по самолетам?
787?
Все остальное, вроде как, вариации на тему уже имеющихся (установка БРЭО на известные типы) типов и беспилотники, где планер на втором уровне, а все кроется в электронике.
А так да, они молодцы.
Мне видится, что в силу того, что у них яйца не в одной корзине и кроме авиации они и со флотом работают, с космосом и т.п., то есть возможность консолидировать силы и средства под разные задачи и всегда иметь под рукой лучшее.
А у нас - вспомним историю с ОЛС на МиГе. Пока сами не нашли совершенно нового смежника, то новой ОЛС так бы и не увидели в жизни. А у них там все под рукой, база данных технических решений всегда есть в доступе и т.п.
iodaruk> Есть у нас вообще понятие нормальной школы проектирования/организации работ? Лавка там или где?
Школа проектирования это одно, а организация работ немного другое.
Не будем путать.
Если второе, то дошли до ГОСТа по этапам разработки изделия. И в итоге пришли к такой прекрасной отработанной схеме организации работ, что впусти в разработку любую бредовую идею и промышленность ее выпустила бы.
На западе, по сути, тоже самое. Формализованы этапы с увязкой на экономическую и прочие влияющие составляющие (гейтовая система).
Но что касается школы проектирования, то это уже внутри каждого коллектива своя волчья стая и свой Акелла во главе.
Формально в каждом КБ был свой уклад жизни и принятий решений. У Сухих была известная в узких кругах "бригада Самойловича", которая могла решать кучу всяческих проектных вопросов. Например, они участвовали в обосновании формы трамплина Кузнецова. Ну и сам Сухой, вроде бы, был до некоторой степени аутентичным авторитарным человеком, если верить его описанию из книги Самойловича.
На микояне была одна фигура - Микоян, который занимался по большей части пиаром и ему хватало мозгов не влезать глубоко в дебри того, что знают лучше спецы. Поэтому на Микояне, наверное была реализована самая технически грамотная неангажированная организация проектно-конструкторских работы. Т.е. не было внятных отдельных ярких идеологов или групп (кроме Федотова), а все вопросы закрывались привлечением отделов или внешних организаций. Все интересующие ОКБ НИИ или предприятия были на короткой связи у м.Войковская. Потом, эта схема начала распадаться, т.к. отдельные личности начали вылезать и тянуть одеяло на себя.
Поэтому МиГ был всегда силен в частных вопросах, а Сухой был силен в общих вопросах. Там где МиГ реализовывал понимание того как получить требуемые характеристики через поагрегатную доводку, продувки и стендовые испытания, на Сухом проектанты многие вопросы додумывали в голове. Проекты МиГа практически всегда были результатом общественного мнения, а на Сухом гением отдельных товарищей.
P.S. Этой мой личный взгляд, который стопудов отличается от реального, т.к. в те годы я не жил, но баек наслушался.