Redav>> 1. При выдвижении грузинских войск в районы сосредоточения для велоромного нападения на Южную Осетию, как выполняло их прикрытие грузинское ПВО?
Redav>> 2. Какими силами и средствами ПВО прикрывались грузинские войска при нападении на Южную Осетию и российских/южноосетинских миротворцев?
Redav>> 3. При "драп нах Тбилиси" грузинское ПВО обеспечивало прикрытие или как и все грузинские вояки героически улепётывало? Какое подразделение ПВО добежало до Тбилиси первым, а какое последним?
Redav>> 4. Какими силами и средствами, какие грузинские аэродромы были прикрыты системами ПВО?
Redav>> 5. Существовали грузинские районы ПВО прикрывавшие военно-политические объекты стратегического уровня и какие для этого выделялись силы и средства?
Redav>> 6. Какие воинские формирования, военные органы управления грузинской армии находились на г. Махата и что за радар там стоял?
Постараюсь ответить пока на вопросы 4,5,6. процитировав кусочек из 1 части моей статьи про 888, вышедшей в журнале Антология войны (можете купить):
Контроль за воздушным пространством над страной осуществлялся центральным командным пунктом в Тбилиси и 5-6 постами РЛС ПВО. Так, две РЛС 36Д6-М закупленные на Украине в 2006г., размещались - одна в районе Тбилиси, другая в 1.5 - 5 км от пос. Шавшевеби (р-н Гори). Указанные станции предназначены для обнаружения воздушных целей, в том числе малоразмерных, медленно летящих и "зависших" вертолетов, автоматического сопровождения целей и выдачи целеуказания на командный пункт ПВО, и могут работать в режиме автономного пункта управления. Более старые РЛС П-18 (не менее 4 шт.), так же модернизированные на Украине, размещались в районах Поти, Батуми, Марнеули (по другим данным – Сенаки и Копитнари) и Алексеевки (Тбилиси). Кроме того, информация в систему ПВО могла поступать и с гражданских РЛС (в частности, ASR-12 французского производства), размещенных в районе Тбилисского аэропорта, с. Патари Лило, горы Махат (Ленениси), а так же в Поти, Кутаиси, Телави.
Помимо указанных РЛС на вооружении ПВО Грузии был и комплекс радиотехнической разведки «Кольчуга-М», поставленный опять таки с Украины . По некоторым данным, указанная система (не менее 2 , а по другим данным 4-5 установок ) была развернута на позиции восточнее г. Гори, однако о её применении в ходе боевых действий ничего не известно. Все эти радиотехнические системы были связаны в единую систему ASOC (Air Sovereignty Operations Centers) - национальный оперативный центр контроля воздушного пространства (он же региональный командный центр в Тбилиси) и с весны 2008 года был подключен к системе ASDE (Air Situation Data Exchange) НАТО через Турцию, что позволяло Грузии получать данные о воздушной обстановке непосредственно от объединенной системы ПВО НАТО. Использование указанной техники давало грузинам возможность осуществления эффективного радиолокационного контроля над всем Цхинвальским регионом и во многом предопределило первые потери нашей авиации.
На момент распада Советского Союза на территории ставшей независимой Грузии находились различные ЗРК, в том числе и С-75 и С-125. Более старые С-75 были утилизированы в 200-х годах.
Фото 2, фото 3, фото 4.
По другому обстояло дело с комплексами С-125. В состав ПВО Грузии входило 2 зенитно-ракетных дивизиона – в районе Тбилиси (ЗРК С-125- СНР-125, 4x ПУ-5П73, 4 ракеты каждая) и Поти (ЗРК С-125- СНР-125, 3x ПУ-5П73, 4 ракеты каждая) ٫ .
Фото 5
Указанные стационарные комплексы С-125, были отремонтированы украинскими специалистами в 2007г., однако, согласно доступной информации, к началу конфликта в августе 2008г. были небоеспособны и не приняли никакого участия в боевых действиях.
Более современными, чем С-125, были ЗРК «Бук-М1», поставленные в Грузию опять таки с Украины в 2007г. В первой партии был поставлен дивизион ЗРК «Бук-М1» в составе шести самоходных огневых установок (СОУ), неизвестного количества пускозаряжающих установок (ПЗУ), станции обнаружения целей (СОЦ) - РЛС 9С18М1 «Купол», а так же командного пункта (КП), и 52 ракет 9М38М1, из них 48 - боевых, две - учебные и еще две - макеты ракет (т.е. поскольку на каждой СОУ размещаются 4 ракеты, Грузии был поставлен двойной боекомплект).
Фото 6
Незадолго до начала войны, 12.07.2008г. с Украины прибыла вторая партия ЗРК «Бук-М1» в составе 2 СОУ и 2 ПЗУ, а также не менее 8 ракет к ним, однако в боевых действиях они участия не принимали, т.к. расчеты находились на обучении на Украине. Впоследствии эта техника была захвачена российскими военнослужащими. Всего к моменту войны в Грузии находилось 15 установок этого комплекса (с учетом СОУ, ПЗУ, СОЦ и КП).
Кроме того, на вооружении ПВО Грузии находилось некоторое количество ЗРК 9К33М2 «Оса-АК» и ЗРК 9К33М3 «Оса-АКМ» (от 3 до 18 штук, по различным данным, наиболее достоверной представляется цифра в 5 ЗРК ). Согласно большинству источников, техническое состояние указанных ЗРК (а в особенности их ракет, поставленных в количестве 48 штук) было очень плохим. Помимо ЗРК советского производства у ПВО Грузии имелся серьезный «козырь» - ЗРК «Spider» с ракетами «Python 5», активно применявшейся в ходе боевых действий. Наличие этого комплекса держалось в строгом секрете, и в отличии от другой грузинской техники, до войны не было не только фотографий этого ЗРК, но и каких либо упоминаний о его наличии на различных интернет-форумах, хотя другой информации там было в избытке. Достоверной информации о количестве этих ЗРК так же нет, согласно большинству источников было закуплено от 2 до 6 пусковых установок и командный пункт. Количество поставленных ракет так же неизвестно, однако учитывая, что в Цхинвале были найдены ракеты с № 11219 и 11429, вскоре после войны появились фото ЗРК «Спайдер» с ракетой № 11570, а в 2011г. на военном параде в Тбилиси была замечена ракета с № 11558 , можно сделать вывод что все ракеты были поставлены одной партией.
Помимо ЗРК, грузинская ПВО была широко оснащена ствольной артиллерией. В Кутаиси размещался отдельный зенитный дивизион ПВО, на вооружении которого находились ЗСУ-23-4 (не менее 4, закупленных в Болгарии , а возможно и больше),
Фото 7
установленные на МТЛБ ЗУ-23-2 (не менее 12 штук из которых так же закуплены в Болгарии), и буксируемые зенитные орудия С-60.
Фото 8, фото 9
Количество Зу-23-2 и С-60 варьируется в различных источниках, однако составляет не менее 15 штук каждого типа, а скорее всего и того больше. В частности, эти зенитки широко применялись как в районе Гори, так и в Кодорском ущелье, где некоторые из них стали трофеями российских войск. Кроме того, в интересах ПВО могла использоваться зенитная артиллерия кораблей ВМФ Грузии (что и происходило в Поти в ночь с 08 на 09 августа). Всего на них насчитывалось не менее 2 35-мм АУ Oerlikon, 1 76-мм АУ АУ-176, 1 30-мм АУ АК-630М, 3 37-мм зенитных автоматов 70-К и 7 ЗУ-23-2.
Помимо вышеуказанных средств, в грузинской армии широко применялись ПЗРК. Согласно имеющейся информации, за последние годы в Грузию было поставлено около 200-230 ПЗРК «Стрела-2М», «Игла», «Гром» (польского производства) и 800-1000 ракет к ним, в частности с Украины 150-200 ракет «Стрела» и «Игла» (без указания количества пусковых установок), из Чехии 200 ПЗРК «Стрела-2М», из Болгарии 500 ракет к ПЗРК «Игла», из Польши 30 ПЗРК «Гром» и 100 ракет к ним . На первый взгляд, такого количества ПЗРК и ракет к ним должно было с избытком хватить для противодействия российской авиации в зоне конфликта. Однако значительная часть ПЗРК так и не была использована в боях и была захвачена нашими войсками в качестве трофеев. Так, в Гори было захвачено 48 комплексов ПЗРК "Игла" и 200 ракет к ним , а в Сенаки – около 30 ПЗРК «Игла» и «Гром». Кроме того, большинство польских «Громов» было небоеспособно, т.к. по информации грузинских участников событий: «…их било очень мало и в добавок перед самим конфликтом на них поставили страховочные чипы. по злому умыслу или по халатности, эти чипы перепутали и большинство Гром-ов не работал… ». Имели место неоднократные отказы и у ПЗРК «Стрела» . Оставшиеся немногочисленные ПЗРК вероятно были распределены по объектам всей территории Грузии. Таким образом, непосредственно в зоне боевых действий количество грузинских ПЗРК было невелико, о чем свидетельствуют многочисленные жалобы участников боевых действий с грузинской стороны на отсутствие ПЗРК, вследствие чего «они просто смотрели как летела вражеская авиация над головой…» ٫ ٫ . Кроме того, даже имевшиеся ПЗРК не всегда использовались, т.к. по словам очевидца: «лично столкнулся с таким явлением, когда войска в шею гнали расчеты ПЗРК, угрожая прибить, если произведут запуск с их расположения - бомбардировок боялись» .
Таким образом, и без того не слишком мощное ПВО Грузии в реальности было еще меньше и не могло прикрыть грузинскую территорию он налетов авиации противника, хотя и было способно к некоторому противодействию. В зоне конфликта грузины могли располагать 6 СОУ «Бук-М1», 1-2 «Spider», и 5 «Оса-АКМ», а так же некоторого количества ЗА и ПЗРК. Эти силы еще могли обеспечивать ПВО Цхинвальского и Знаурского района, а так же окраин Гори, но на большее их хватить не могло. Это подтверждается тем, что все достоверные потери российской авиации (Су-24М и Ту-22М3) от действий грузинских ЗРК имели место над местом боевых действий, в Южной Осетии и прилегающих районах. В тоже время российская авиация практически беспрепятственно бомбила всю территорию Грузии.