Реклама Google — средство выживания форумов :)
Меры обеспечение надежности и ВЧ устойчивости двигателя повлекли ухудшение полноты сгорания топлива в КС (из-за охлаждение антипульсационных перегородок, загрубления качества распыла), а переход к новой технологии пайки стенок, осуществленный в 1965г, потребовал и увеличения завесного охлаждения. Эти факторы и стали причиной падения УИ на ~4,5% относительно значений, полученных в 1962г на огневых тестах двигателя, положенных в основу проектирования ракеты.
Соответственно декларируемое для F-1 в официальных документах значение удельного импульса намеренно завышено. Проектирование ракеты, начатое в 1961г опиралось на параметры двигателей 1961-1962г. Когда F-1 был доведен к 1965 г до требуемой надежности, но с потерей УИ, готовая первая ступень S-IC уже проходила статические испытания:
"Although MSFC conducted the first static tests of the S-IC in the summer of 1965, the MTF stand for the S-IC began operations about a year later and became the focus of the static test firing program. It seemed quite appropriate that the howling, thunderous roar of the S-IC cluster could so often be heard at an area originally known as Devil's Swamp."
Времени на новое проектирование не оставалось, в итоге лунная ПН ракеты оказалась ниже на ~11%. Падение УИ при неизменном секундном расходе (dm/dt) привело к аналогичному проценту снижения тяги, что требует недолива топлива, для сохранения тяговооруженности ракеты. Для падения тяги на ~4,5% снижение заправки составило ~6,5% от общей массы топлива первой ступени Американцы на Луне не были
Table 5 PFRT injector specifications
Injector pattern
Fuel element type Doublet
Impingement half-angle, deg 20
Orifice diameter, mm 5.79
Orifice spacing, mm 10.6
Oxidizer element type Triplet
Impingement half-angle, deg 20
Orifice diameter, mm 4.70
Orifice spacing, mm 10.6
Nominal injection conditions
Fuel injection velocity, m/s 23.2
Fuel-side pressure drop, kPa 1975
Oxidizer injection velocity, m/s 46.6
Oxidizer-side pressure drop, kPa 2424
Fraction of fuel used as film coolant, % 10.9
Fraction of total outer fuel ring flow, % 100
Stability rating
Number of tests 5
Average damp time, ms 108
Performance
Characteristic velocity efficiency, % 91.5
Specific impulse, s 256.5
Table 8 FRT Injector specifications
Injector pattern
Fuel element type Doublet
Impingement half-angle, deg 15
Orifice diameter, mm 7.14
Orifice spacing, mm 10.9
Oxidizer element typea Doublet
Impingement half-angle, deg 20
Orifice diameter, mm 6.15
Orifice spacing, mm 10.6
Nominal injection conditions
Fuel injection velocity, m/s 17.1
Fuel-side pressure drop, kPa 655
Oxidizer injection velocity, m/s 40.5
Oxidizer-side pressure drop, kPa 2151
Fraction of fuel used as film coolant, % 4.6
Fraction of total outer fuel ring flow, % 70
Stability rating
Number of tests 7
Average damp time, ms 46
Performance
Characteristic velocity efficiency, % 93.76
Specific impulse, s ___ ___ 264.5
(a) 5U-Flatface injector (unit 005, type 4852); (b) 5U-baffled injector (unit 076, type 4866); and © doublerow
cluster injector (unit 067, type 4838).
...Final selection of the PFRT injector configuration was made
in June 1963. The 5U pattern had clearly exhibited the most
favorable combustion characteristics. 5U-flatface injectors exhibited
a specific impulse of 261 s at sea level ( I s above
requirements), while that of the 5U-baffled version was 252
s due to fuel baffle cooling requirements. No self-triggered
instabilities had been experienced with either configuration
fitted with hydraulic modification kits 1 or 2, and face burning
behind the injector rings had been eliminated.
Baffles are not generally regarded as a panacea
for promoting combustion stability. Even if
sufficient and proper baffles did assure stability,
it would still be desirable to minimize the length
and number of baffles used. The presence of
baffles on the injector face represent a discontinuity
in the most important combustion region.
It has been shown that baffles can have significant
and deleterious effects on both combustion efficiency,
and the effectiveness of nozzle thrustvector-
control injection*. Furthermore, as the
baffle length is increased, the heat losses from the
combustion gases can become large enough to
lower combustion efficiency, and the heat loads
to the baffles may become prohibitive. Thus, it
is desirable from the standpoint of cost, complexity,
performance, thermal compatibility and
thrust vector control to minimize the number and
length of baffles used in a combustion chamber
to achieve dynamic combustion stability.
(David T. Harrje, Frederick H. Reardon стр.19)
Tests with design changes to produce larger fuel drops and higher relative velocity between the drops and the gaseous oxygen showed that the zone of vigorous burning moved downstream and improved stability.
Analysis of combustion characteristics produced by the FRT configuration clearly indicated that most of the combustion process occurred beyond the baffle region.
If the combustion zone was moved to a region downstream where the oxidizer vapor concentration was essentially uniform, displacement effects decayed to a level incapable of supporting instability.
Высокочастотная неустойчивость представляет собой резонансные колебания газа в камере, связанные с местными колебаниями процесса горения. Эта связь обусловлена в основном зависимостью скорости горения топлива от давления (как известно, с увеличением давления скорость горения топлива повышается). Случайно возникшее незначительное возмущение давления в какой-либо точке камеры распространяется в газе во все стороны в виде волн давления, аналогичных обычным звуковым. Многократно отражаясь от стснок, эти волны интерферируют между собой, образуя стоячие волны со сложной конфигурацией узлов и пучностей. В узлах давление постоянно, а в пучностях оно меняется с наибольшей амплитудой. При нормальных условиях эти случайные возмущения быстро затухают, так как их начальные амплитуды ничтожны. Однако если период колебания давления в пучностях будет близок ко времени преобразования топлива, то колебания давления и вызываемые ими колебания газовыделения могут усилить друг друга и развиться в упорядоченные высокочастотные колебания. http://libertydoc.net/books/...
от тонкости распыла зависят качество смесеобразования, равномерность и скорость горения топлива.
...Тонкость распыла компонентов топлива является качественным критерием смесеобразования и характеризуется средневесовым диаметром образующихся капель. Чем меньше средний диаметр капель, тем лучше распыл и эффективнее процесс сгорание топлива. ...Топливо, состоящее из наиболее крупных капель, будет запаздывать с завершением смесеобразования и, следовательно, с завершением процесса диффузионно-турбулентного сгорания.
...При прочих равных условиях смешение будет протекать тем интенсивнее, чем мельче газовые струйки компонентов топлива и больше скорость их относительно друг друга. Полнота сгорания топлива в конечном итоге определится отношением времени пребывания рабочего тела в камере сгорания ко времени, потребному для завершения процесса сгорания топлива.
Tests with design changes to produce larger fuel drops and higher relative velocity between the drops and the gaseous oxygen showed that the zone of vigorous burning moved downstream and improved stability.
http://authors.library.caltech.edu/20928/1/380_Culick_FEC_1995.pdf [zero size or time out]
чем мельче газовые струйки компонентов топлива и больше скорость их относительно друг друга
Tests with design changes to produce larger fuel drops and higher relative velocity between the drops and the gaseous oxygen showed that the zone of vigorous burning moved downstream and improved stability.
http://authors.library.caltech.edu/20928/1/380_Culick_FEC_1995.pdf [zero size or time out]
...Топливо, состоящее из наиболее крупных капель, будет запаздывать с завершением смесеобразования и, следовательно, с завершением процесса диффузионно-турбулентного сгорания.
...При прочих равных условиях смешение будет протекать тем интенсивнее, чем мельче газовые струйки компонентов топлива и больше скорость их относительно друг друга. Полнота сгорания топлива в конечном итоге определится отношением времени пребывания рабочего тела в камере сгорания ко времени, потребному для завершения процесса сгорания топлива.
Nikomo
Чем больше эта относительная скорость, тем меньше время, которое затрачивается для дробления на капли. В формуле для этого времени эта относительная скорость стоит в знаменателе, да еще и в квадрате!
t.b=5*mu.L/ro/deltaV2
(David T. Harrje, Frederick H. Reardon, стр.53, формула 2.2.3-21 http://ntrs.nasa.gov/archive/nasa/.../19720026079_1972026079.pdf ) другие параметры там - это вязкость и плотность.
Аналогична формула и для диаметра капель (там же, стр.54, формула 2.2.3-23). Только относительная скорость (deltaV) там в степени 4/3.
d.L=9*pi*16^(1/3)*B*(mu.L*S0.5*ro.L0.5/ro/deltaV2)^(2/3)
как видим, диаметр капель НЕ ЗАВИСИТ от диаметра струи! А стало быть, и от размера отверстия форсунки.
Вот смотрите, какие были отношения скоростей для первоначальных ФГ (Г/О): 51/46; 46/49; 50/47. Т.е. когда скорость кислорода была меньше скорости керосина, была нестабильность, да и УИ был явно меньше. А вот уже ФГ с отношением 46/49 было значительно более стабильно. В квалификационном же варианте это соотношение стало явно больше в пользу кислорода: 17/40,5!
А диаметр капли прямо зависит от диаметра струи только в том случае, если не учитывать взаимодействия между потоком газа и струей. Формула 2.2.3-7 (стр.51, там же)
d.L=1.88*d.j*(1+3*mu.L/ro.L0.5/S/d.j)^(1/6), где d.j - диаметр струи
(S - это поверхностное натяжение, B=0.3, ro - плотность, mu - вязкость.)
Surface breakup--The theoretical jet
breakup models reviewed in Sections 2.2.3.2 and
3 considered the deviation, due to a disturbance of
a liquid jet from its origin-d cylindrical geometry.
low viscosity jet, under the influence of a high
relative velocity gas environment, forms short
wavelength surface disturbances which are independent
of jet diameter (see Eq. 2.2.3-12).
In the following analysis a simplified approach ignoring
the actual jet geometry is thus used.
Mayer 47° considered the ease of wind-induced
capillary waves on a flat, deep liquid surface. He
assumed that when a wave grows to an amplitude
comparable to its wavelength, the wave crest
severs and forms droplets of size proportional to
the wavelength. A functional form for the drop
size distribution generated by the wave breakup
was obtained which enabled the deriwttion of an
aver,_ge drop size given by http://ntrs.nasa.gov/archive/nasa/.../19720026079_1972026079.pdf
фронт пламени, — область, отделяющая невступившую в реакцию горючую смесь от продуктов горения
Линейная скорость, с которой перемещается фронт пламени по однородной горючей смеси, называется равномерной скоростью распространения пламени,
При прочих равных условиях смешение будет протекать тем интенсивнее, чем мельче газовые струйки компонентов топлива и больше скорость их относительно друг друга.
In the following analysis a simplified approach ignoring
the actual jet geometry is thus used.
http://ntrs.nasa.gov/archive/nasa/casi.ntrs.nasa.gov/19720026079_1972026079.pdf [zero size or time out]
Углы, определяющие направление струй впрыска компонентов топлива одноструйными форсунками, должны быть выбраны так, чтобы результирующий вектор количества движения после столкновения струй имел осевое направление, т.е. параллельное оси камеры двигателя .
При увеличении угла соударений струй средний диаметр капель уменьшается в связи с увеличением относительной скоростижидкостей струй в точке соударения. Это способствует более равномерному распределению топлива по поперечному сечению факела. Одновременно улучшается однородность смешиваемых компонентов топлива. Жидкостные ракетные двигатели - страница 9
Никель — металл серебристо-белого цвета, стойкий к атмосферной коррозии. Но его коэффициент отражения недостаточно высок (0,55…0,60), поэтому никель часто используется в качестве подслоя под хромовые и родиевые покрытия. Журнал «625» - все о телевизионном производстве и вещании.
Excellent agreement was shown between this theoretical drop size and empirical correlations of jet breakup in high speed gas streams obtained by Weiss and Worsham
when a wave grows to an amplitude comparable to its wavelength, the wave crest severs and forms droplets of size proportional to the wavelength. A functional form for the drop size distribution generated by the wave breakup was obtained which enabled the derivation of an average drop size given by 2.2.3-23
Weber considered the case of jet breakup with atmospheric effects. The results of his analysis show the disturbance maximum growth rate to increase and to shift to shorter wavelength with increasing relative velocity. This would indicate a faster disintegration of the jet and reduced drop size.
The atomization of the jet thus commences almost immediately upon injection into the atmosphere and continues throughout the jet length.
A low viscosity jet, under the influence of a high relative velocity gas environment, forms short wavelength surface disturbances which are independent of jet diameter
when a wave grows to an amplitude comparable to its wavelength, the wave crest severs and forms droplets of size proportional to the wavelength.
Secondary drop breakup.--A liquid drop removed from a sheet or jet may be exposed to the aerodynamic pressure effect of a high relative gas velocity. If this pressure is sufficiently large to overcome the restoring force of the drop surface tension, the drop will disintegrate into smaller droplets.
drop will shatter if the surface deformation at the stagnation point is roughly equal to the drop radius.
With shear-type breakup the edges of the flattened drop are sheared into sheets and ligaments which then break into drops.
Необходимым условием самовозбуждения колебаний (потери устойчивости) является достаточно интенсивное влияние акустических колебаний на скорость горения. Последнее имеет место при расположении пламени в пучности давления. напротив, если пламя расположено в узле давления некоторого тона колебаний, то самовозбуждения соответствующих ему акустических колебаний невозможны.
Пучность давления расположена у ФГ. Поэтому наиболее благоприятные условия для потери устойчивости возникают, когда горение сосредоточено в узкой зоне, примыкающей к ФГ. Если же длина зоны горения соизмерима с расстоянием до первого узла колебаний давления или превосходит его, то та часть топлива, которая сгорает вблизи этого узла, практически не подвергается влиянию колебаний давления, в результате чего вклад этого участка зоны горения в формирование обратной связи, приводящей к потере устойчивости, будет несущественен. Устойчивость системы в связи с этим повышается. При одной и той же длине зоны горения этот стабилизирующий эффект тем больше, чем ближе узел колебаний давления к ФГ.
Переход от низших тонов акустических колебаний к более высоким также сопровождается приближением узла колебаний давления к ФГ.
2. Концентрация распыливаемых, компонентов топлива по поперечному сечению камеры сгорания должна быть одинаковой, так как в противном случае сгорание их будет неполным.
В начале камеры сгорания обычно получается грубо перемешанная горючая смесь, которая при дальнейшем движении по камере сгорания продолжает перемешиваться и становится более однородной. Параллельно с этим процессом идут подогрев и испарение распыленных компонентов и выгорание образующейся горючей смеси.
Время завершения процесса сгорания топлива определяется главным образом скоростью смешения компонентов топлива. При прочих равных условиях смешение будет протекать тем интенсивнее, чем мельче газовые струйки компонентов топлива и больше скорость их относительно друг друга. Полнота сгорания топлива в конечном итоге определится отношением времени пребывания рабочего тела в камере сгорания ко времени, потребному для завершения процесса сгорания топлива.
Местные отклонения коэффициента состава топлива в камере сгорания от расчетного всегда приводят к неполноте сгорания и, следовательно, к понижению удельной тяги двигателя.
Предположим, что дробящаяся капля имеет форму, близкую к
сфере радиуса R(t) , и запишем уравнение движения центра масс капли
под действием силы аэродинамического напора однородного потока газа,
движущегося со скоростью V∞
....
Для сравнения на рис.1 приведены зависимости M(τ ) (кривые 1),
W(τ ) (кривые 2) и R%(τ ) (кривые 3), рассчитанные при h = 2.0 и одинако-
вых начальных ускорениях капли C = H по зависимостям (3) (сплошные
кривые), и по соответствующим эмпирическим зависимостям,
использованным в работе [2] (пунктир). Они показывают, что в случае
описания движения зависимостями (3) скорость капли растёт быстрее, что
постепенно приводит к большему падению относительной скорости и
замедлению дробления на заключительной стадии.
http://www.osmu.odessa.ua/public/other/publishing/vesnik30/onmu3012.pdf [zero size or time out]
Необходимым условием самовозбуждения колебаний (потери устойчивости) является достаточно интенсивное влияние акустических колебаний на скорость горения. Последнее имеет место при расположении пламени в пучности давления. напротив, если пламя расположено в узле давления некоторого тона колебаний, то самовозбуждения соответствующих ему акустических колебаний невозможны.
Когда возникают стоячие поперечные волны возле ФГ, то колебания давления в пучностях начинают влиять на перпад давлений на форсунках возле них, если Тп близко к величине полупериода колебаний. Форсунки начинают подпитывать эти стоячие волны, поскольку колебание давления в зоне пучностей заставляет форсунку менять скорость впрыска.
Именно поэтому и пытаются растягивать и отодвигать зону горения от ФГ, чтобы сминимизировать влияние на форсунку возле пучности, если волна возникает, то ее не поддерживает форсунка и волна гаснет
Weber considered the case of jet breakup with atmospheric effects. The results of his analysis show the disturbance maximum growth rate to increase and to shift to shorter wavelength with increasing relative velocity. This would indicate a faster disintegration of the jet and reduced drop size.
The atomization of the jet thus commences almost immediately upon injection into the atmosphere and continues throughout the jet length.
A low viscosity jet, under the influence of a high relative velocity gas environment, forms short wavelength surface disturbances which are independent of jet diameter
when a wave grows to an amplitude comparable to its wavelength, the wave crest severs and forms droplets of size proportional to the wavelength.
Secondary drop breakup.--A liquid drop removed from a sheet or jet may be exposed to the aerodynamic pressure effect of a high relative gas velocity. If this pressure is sufficiently large to overcome the restoring force of the drop surface tension, the drop will disintegrate into smaller droplets.
drop will shatter if the surface deformation at the stagnation point is roughly equal to the drop radius.
With shear-type breakup the edges of the flattened drop are sheared into sheets and ligaments which then break into drops.
КИПЕНИЕ - процесс парообразования в жидкости, включающий рождение пузырьков пара, их рост, движение и взаимодействие
При отрицат. давлении, соответствующем растяжению жидкости, наблюдается кавитация - явление, родственное К.
Рождение пузырька пара в объеме гомогенной жидкости происходит при перодолении энергетич. барьера, равного работе образования критич. пузырька
В объеме неочищенной, не лишенной примесей и растворенных газов жидкости обычно имеются (или временно появляются) зоны предпочтит. рождения пузырьков. К таким центрам К. относятся как спонтанные флуктуационные, так и готовые, уже имеющиеся в жидкости (напр., пузырьки нерастворенного газа)
При достаточно быстром переводе жидкости в метастабильное, перегретое состояние осн. процессом становится гомогенное флуктуац. зародышеобразование; такой режим К. наз. ударным, парообразование при этом носит взрывной характер
2. Концентрация распыливаемых, компонентов топлива по поперечному сечению камеры сгорания должна быть одинаковой, так как в противном случае сгорание их будет неполным. В начале камеры сгорания обычно получается грубо перемешанная горючая смесь, которая при дальнейшем движении по камере сгорания продолжает перемешиваться и становится более однородной. Параллельно с этим процессом идут подогрев и испарение распыленных компонентов и выгорание образующейся горючей смеси.
Время завершения процесса сгорания топлива определяется главным образом скоростью смешения компонентов топлива. При прочих равных условиях смешение будет протекать тем интенсивнее, чем мельче газовые струйки компонентов топлива и больше скорость их относительно друг друга. Полнота сгорания топлива в конечном итоге определится отношением времени пребывания рабочего тела в камере сгорания ко времени, потребному для завершения процесса сгорания топлива.
Местные отклонения коэффициента состава топлива в камере сгорания от расчетного всегда приводят к неполноте сгорания и, следовательно, к понижению удельной тяги двигателя.
В высокоскоростных потоках разрушение происходит в режиме интенсивного квазинепрерывного диспергирования частиц с поверхности капли по типу
«сдир». Для таких условий в рамках известной модели «срыва погранслоя» посредством вязких касательных напряжений удалось получить
уравнение изменения массы дробящейся капли [11]
http://archive.nbuv.gov.ua/portal/Natural/.../Files/Girin%20A.G..pdf
Они показывают, что в случае
описания движения зависимостями (3) скорость капли растёт быстрее, что
постепенно приводит к большему падению относительной скорости и
замедлению дробления на заключительной стадии.
http://www.osmu.odessa.ua/public/other/.../vesnik30/onmu3012.pdf
Полученные в настоящей работе на основе решения системы дифференциальных
уравнений движения, аб** и количества сорванных капелек
приближённые формулы для функции распределения могут быть
использованы для всего многообразия сочетаний свойств систем газ –
капли. http://www.osmu.odessa.ua/public/other/.../vesnik30/onmu3012.pdf
Tests with design changes to produce larger fuel drops and higher relative velocity between the drops and the gaseous oxygen showed that the zone of vigorous burning moved downstream and improved stability.
http://authors.library.caltech.edu/20928/1/380_Culick_FEC_1995.pdf
Концентрация распыливаемых компонентов топлива по поперечному сечению камеры сгорания должна быть одинаковой, так как в противном случае сгорание их будет неполным.
Местные отклонения коэффициента состава топлива в камере сгорания от расчетного всегда приводят к неполноте сгорания и, следовательно, к понижению удельной тяги двигателя.
Дробление капли газовым потоком хорошо изучено экспериментально в широком диапазоне условий [1-4;7-12], для которых обнаружено существование шести различных видов разрушения – «вибрационный», «парашют», «claviform», «хаотический», «сдир», «взрывной».
значение радиуса срываемых капелек естественно считать пропорциональным длине волны доминантного возмущения, а периода их отрыва – характерному времени роста его амплитуды
A low viscosity jet, under the influence of a high relative velocity gas environment, forms short wavelength surface disturbances which are independent of jet diameter
when a wave grows to an amplitude comparable to its wavelength, the wave crest severs and forms droplets of size proportional to the wavelength.
Однако преимущества аналитического описания кинетики массопереноса уравнением (1) сводятся на нет неадекватностью модели «срыва погранслоя» и, как отмечено в [3; 5; 7; 11], рассчитанные по (1) значения t.b превышают экспериментальные в 5-10 раз.
Задача обеспечения устойчивости рабочего процесса в камере сгорания решается организацией выноса колебательной энергии из объема камеры сгорания через удлиненные газовые форсунки, выступающие над средним днищем и образующие эффективный акустический поглотитель. Такое решение позволяет осуществлять надежное акустическое демпфирование высокочастотных колебаний в огневой части камеры сгорания
Про равномерное там нет ни слова. Мы это уже обсуждали. Афон, сколько можно?
2. Концентрация распыливаемых, компонентов топлива по поперечному сечению камеры сгорания должна быть одинаковой, так как в противном случае сгорание их будет неполным.
В начале камеры сгорания обычно получается грубо перемешанная горючая смесь, которая при дальнейшем движении по камере сгорания продолжает перемешиваться и становится более однородной. Параллельно с этим процессом идут подогрев и испарение распыленных компонентов и выгорание образующейся горючей смеси.
Время завершения процесса сгорания топлива определяется главным образом скоростью смешения компонентов топлива. При прочих равных условиях смешение будет протекать тем интенсивнее, чем мельче газовые струйки компонентов топлива и больше скорость их относительно друг друга.
4. срыв пограничного слоя жидкости с экватора капли (sheet stripping)
100
5. срыв микрокапель с гребешков волн, возникающих на наветренной поверхности капли, (wave crest stripping) We>350;
http://conf.nsc.ru/files/conferences/niknik-90/fulltext/38624/47203/Boiko_Poplavski.pdf [zero size or time out]