ccsr>>> Вообще-то Тухачевский с 1931 года был заместитель наркома по вооружению - а это ключевая фигура в вооруженных силах, которая конкретно отвечает и за разработку, и за обеспечение вооружением всех видов и родов войск.
Хочу вернуться вот к этому моменту,итак,читаем у Свирина в истории создания советского танка.
Для создания особо мощного танка нужны были абсолютно надежные люди.В 1929г. Ворошилов выбрал среди рассмотренных кандидатур конструкторскую группу Э.Гроте на основании того,что один из его членов был социалистом,а сам Гроте сочувствовал ком.партии
Можно отметить что созданный танк ни в какую серию не пошел из-за дороговизны и ряда недостатков включая факт что вести одновременно огонь из 76мм пушки и пулемета не возможно.Зато дальше произошло следующее развитие,взяв за основу этот танк Гроте ЭКО ОГПУ (заметьте,не персонально один маршал,а управление) поручило КБ В.Асафова усовершенствовать ТГ.Родился новый монстр Т-1001 потом Т-3,а уж он все уступил Т-35.Многобашенность это не косяк одного Тухачевского,это чье то видение танка прорыва при котором пулеметные башенки должны "зачищать" окопы фланговым огнем при преодолении линии траншей,всем мерещился опыт ПМВ.Да и при создании Т-35 товарищ В.Перельман,представитель УММ писал хвалебные отзывы не Тухечевскому,а Ворошилову.
Танк представляет благоприятное впечатление...Он имеет пять башен и мощное вооружение...В лице этого танка мы имеем сегодня весьма сильную машину,предназначенную для качественного усиления стрелковых (в обороне) и броневых (в наступлении) сил республики...
В процессе доводки Т-35 видим участие Орджоникидзе,а не Тухачевского да и смотрим на многочисленные нарекания,конкретно;постоянный перегрев двигателя,поломки КПП и разрушение траков на мягком грунте.Для решения последней проблемы двух инженеров отправили в Великобританию,учиться литью!!!И только в 35м году был открыт новый литейный цех где начали отливать траки из стали Гартфильда.
Далее в декабре 1933г нарком обороны Ворошилов уже докладывал Молотову относительно другого перспективного танка Т-39,опять же нет никакого Тухачевского.
Теперь к "колесам"..ну вот оказывается что идея прорывов принадлежит зам начальника штаба РККА В.Трианфидову который предлагал использовать "оперативные танки" для "потрясания" вражеских тылов на глубину 70-100км.Его подднерживал инспектор РККА Калиновский предложивший создавать спец. мех.соединения.И это все не 41ый,а конец 20х годов!Далее,на учениях 33-34х годов выяснилось что на маршах почти все танки выходили из строя в следствии массовых!!! обрывов и потери гусениц,так один 45ый мехкорпус за один день потерял четверть своих танков.Исключение составили БТ,которые на маршах двигались на колесном ходу...Вот так то и еще...
траки отливались максимально аккуратно,но всеравно их прочность не шла ни в какое сравнение с траками фирмы "Виккерс" или траками немецкого производства.Пальцы тоже таили свои секреты.Они должны быть прочными м в то же время вязкими,как и броневая сталь.А их качество упиралось в термообработку...За рубежом термообработку готовых гусеничных пальцев в начале 30х начали проводить в струе светильного газа,осуществляя так называемую цементацию,но в СССР в начале 30х эти опыты еще не увенчались...
А мы все имщем следы вредителя Тухачевского.Ну и опять же по докладу УММ в системе танкового вооружения на 1936 год должны преобладать колесно-гусеничные машины с хорошей подвижностью и это за год до того как растреляли Тухачевского и это вывод комиссии,а не одного маршала.Но,справедливости ради надо отметить что эта же комиссия в конце года поменяла свою точку зрения,вот такой пердимонокль,тем не менее все работы по совершенствованию Т-26 и БТ были продолжены.Зато наконец промышленность освоила ТВЧ и получила надежные шкворневые пальцы,но при этом начался массовый выход из строя двигателей Т-26 из-за обрывов клапанов,опять же подвел сортамент.Вот так и готовились к войне ,то нос,то хвост.Вот что можно поставить в вину Тухачевскому так это то что он отстранил С.Гинзбурга от работ в 36году и по этой причине в 37м не был построен танк с "наклонной броней и конической башней..."
вспомнилось как когда то писали сочинение в школе на тему "роль личности" так вот уже наши танки поучаствовали в Испании и вскрылись недостатки,так что же помешало за следующие пять лет подготовиться получше к 41му?Только не планы на десятилетия,это ерунда,весь мировой опыт создания танков показывает что это не так.
Вот еще нашел к теме "кто виноват".
Итак,рождение легкого Т-26:
8 января 1931го года по личному приглашению наркома Ворошилова собралась комиссия РККА и МВО возлн поклонный горы,сюда были свезены образцы из-за рубежа.Вниманию предлагались шестиколесные автомобили в количестве 8ми штук,нормальные авто-2шт,спец авто "Ситроен",мотоциклы-3шт,6ти тонный танк-2шт,12ти тонный танк-1шт,тракторы-3шт.Заведовал смотром Ворошилов,представлял С.Гиндзбург.Танки Виккерса привели всех в восторг и уже 17 января былли выданы тех задания на разработку танков на основе В-26,беря наиболее удачные решения с этого танка...ага,обрывы клапанов на оригинале отмеченные Гинзбургом в докладной записке,плавно перекочевали на наши Т-26 и если на виккерсах обрывы происходили при превышении оборотов,то у нас они случались из-за низкого качества изготовления.
2августа 1931г. комитет обороны принимает постановление о выпуске 13800 танков Т-26,танков ТММ-8200,танков БТ-2000,танкеток Т-27 16000,всего 40000 танков.Это не решение не одного Тухачевског,а комитета.Тухачевский,будучи членом этой комиссии,так же пишет "Танковый взвод состоит из четырех легких танков вооруженных пулеметами (или аналогичного числа танкеток) и одного танка усиления,вооруженного пушкой..."