Последнее испытание двигателя МА-40-10 (Р-40-75) на фруктозной карамели. Лучше бы я его забраковал. Исход был очевиден на сей раз...
1. Наконец-то удалось полностью довести до совершенства всю систему зажигания и воспламенения двигателя. Теперь все параметры в норме и всё работает так, как должно быть. При этом по сравнению с системой зажигания и воспламенения, которая использовалась на двигателях ракет "Рыжик", новая система имеет длину проводов 40м вместо 20м и воспламенительный состав стал очень удобен в использовании и не менее эффективен. Плюс повышенная чувствительность к зажиганию, что повышает отказоустойчивость. Заменил провода, которые управляют сигналом "ПУСК". До этого был европейский 4-х жильный телефонный кабель, но у него почему-то оказалось очень большое сопротивление до 30-40Ом на жилу при 50м длины! Наш простой классический 2-х жильный телефонный кабель имеет всего лишь 4Ом на жилу при 40м длины. По этой причине не всегда срабатывало реле, и постоянно нужно было покупать новую 9В батарейку, чтобы был свежий запас напряжения. Реле работает на 5В, а получало где-то 3,5-4,5В. На сей раз и с этой занозой покончено, что при холодных условиях было просто кошмаром.
2. А вот ситуация с технологией топлива натриевой карамели на фруктозе, оказалась безвыходной для данного двигателя. Ну или по крайней мере ничего сколько-нибудь простого или проще, чем это было с сорбитом не получается сделать. Хотя изначально казалось, что у фруктозы будет явное преимущество перед сорбитом, так как она застывает сразу, как остывает, но это и стало её самым большим недостатком. При остывании фруктозы до 40гр.С. её уже не возможно прессовать либо нужны зверские усилия, а усадка продолжает идти далее, что приводит к раскрытию перегородок и последующим прогарам. На данном двигателе этот дефект удалось наблюдать и дотошно изучить. Степень раскрытия щели между перегородками могла достигать 1мм, что совершенно недопустимо. Так была обнаружена ещё одна причина прогаров в этом двигателе.
3. При испытании двигателя прогар произошёл именно в том месте и именно в том сегменте, где раскрытие щелей было и было наибольшим, именно с той стороны, где завершалась загрузка топлива и усадочные деформации оказались наибольшими. Теоретически подпрессовка сразу после заливки должна была уменьшить этот эффект, но не устраняет его полностью, так как всё равно потребовались бы такие усилия прессования, что скорее всего не получилось бы реализовать на практике. И самое печально, что возможно термическая усадка фруктоза продолжается и при дальнейшем охлаждении температуры до -10гр.С. и ниже, когда всё уже настолько твёрдое, что любое прессование становится бессмысленно. А для раскрытия перегородок на 1мм достаточно падения температуры примерно на 30гр.С. Так была заведена в тупик и технология заправки коротких корпусов фруктозной карамелью.
4. После был сразу же проведён "следственный" эксперимент на аналоге топлива с сорбитовой связкой НН-Сорбит-S 65-30-5. Данное топливо было при температуре 30-40гр.С загружено в цилиндр длиной 116мм и диаметром 16мм, что примерно соответствует геометрическим параметрам объёма одного сектора в корпусе двигателя. Замеренная плотность оказалась всего лишь на 3-4% ниже расчётной! Без всякого прессования просто загруженное топливо фактически на холодную, обладая возможность временного литья при комнатной температуре достигла значения плотности, которое превысило значения плотностей, получаемых методом прессования, применявшихся для фруктозы, где практическая плотность в самом лучшем случае составляла 5-6% от теоретической. Без пресса для фруктозы разрыв увеличивался до 10%, т.е. это означало невозможность её применение по той технологии заправки многосегментного корпуса, которая применялась для сорбитовой связки ранее. Применение отдельной подпрессовки каждого сегмента двигателя усложняет весь процесс на столько, что с фруктозой трудоёмкость заправки повышается в разы по сравнению с сорбитом. И всё равно нет гарантии, что низкотемпературная усадка для фруктозы исчезнет при этом.
5. Так же был идентифицирована ещё одна причина образования несплошностей в фруктозной карамели - это термическое разложение сахаров, при котором возникают газы, надувающие пузыри. При этом данный процесс ускоряется и идёт при меньших температурах с большей скоростью в присутствии различных примесей. Например, аммиак, который содержится в отбеливающем материале ватмана, а из него сделаны перегородки. Это объясняет, почему колебания загруженной массы топлива в КС были столь большими от 710г до 760г. И почему, перегородки иногда так же являлись объектов повышенного риска для появления прогаров в корпусе с последующим полным разрушением корпуса двигателя.
Было так же для наглядности проведено четыре испытания на плавления карамельных связующих на листе ватмана:
Самым устойчивым оказался сорбит, почти полное отсутствие кипения, лишь небольшое порыжевание обусловленное примесью сахаров, из которых он был получен.
Смесь сорбита и сахара 1:1 так же оказалась довольно устойчивой, но тут главное не превышать допустимой температуры, а температурный интервал был очень узок. После подъёма температуры вся смесь быстро начала кипеть. Фактически расплав держался только за счёт сорбита.
Фруктоза начинала разлагалась сразу же, как плавилась либо с небольшой задержкой, которая немного увеличилась при покрытии ватмана слоем изолирующего полимера. Но процесс явно от этого не изменился. В отличие от сахара на фруктозе можно замешать топливо и смешивать его и заливать его при температурах менее 110гр.С., чтобы не вызывать процесса разложения, но это вовсе не означает, что процесс прекращается при этом полностью. Текучесть фруктозного топлива при этом довольно низкая, её еле-еле хватает, чтобы вообще произвести заливку. Помимо того, что может образоваться пузырь из-за проблем с текучестью, так пузырь может образоваться ещё и от разложения фруктозы. Так несколько таких пузырей удалось наблюдать при смешивании компонентов и они появлялись при температурах менее 110гр.С. Естественно деваться в двигателе им было некуда, и прессовка тут бесполезна.
Все нагревания производились до температуры не более температуры разложения бумаги.