yacc> Ну почитай каков процесс доводки
Ну что, перетрем кости?
1. По планеру особых замечаний не увидел, а ведь он композитный и AlLi. Тут нужно времени побольше, чтобы налет шел и тогда ресурс вылезет.
2. По движку - кушать любит. Работают, но если не доработают, то будет в пределах 4го поколения в целом при только внутреннем запасе.
3. По дозаправке - прикрутили существующие характеристики фаллоса дозаправки, к которому привыкли на текущих бортах и который есть на текущих танкерах. В итоге производительность заправки оказалась ниже требуемой по факту. Тут нужно крутить насос на танкере, увеличивать уретру на фаллосе и повышать прочность топливопроводов на истребителе. Работа понятна и ее нужно просто начать и закончить.
4. Проблемы с бортовым софтом. Это самый интересный момент, на мой взгляд вообще, т.к. судя по всему американцы пошли по пути создания интегральной информационной бортовой системы (кто что скажет, есть материалы?), где качество конечного продукта зависит от "прошивки BIOS, выставленных INT на маме и версии драйверов".
5. Очень интересно, что разные борта летают с разной версией "прошивки", что свидетельствует о разных ветках разрабатываемого ПО с какими-то отдельными проработанными вопросами и за этим последует, очевидно, слитие веток с выявлением багов и финальным тестированием очередной версии софта.
Разработка, скорее всего ведется несколькими группами разработчиков и помимо разработки самого софта Локхид отлаживает и сам процесс разработки такого масштаба и объема и передачи прошивки заказчику.
6. Ряд проблем связанных с дата-линком, которые затрагивают и сам борт и его инфраструктуру.
7. Проблемы с получением, передачей и обработкой информации при выполнении наведения чужих средств поражения или при применении своих средств поражения по наводке со стороны.
8. Проблема с применением пушки по земле, вызванная, как я понимаю, опять же, недоведенностью софта, обеспечивающего прогнозируемую дорожку не только в воздухе, но и на земле.
9. Недоработка со скидыванием "LOG-файлов" с борта на землю, чтобы можно было дома все еще раз просмотреть и проанализировать качество работы пилота.
10. Претензии к шлему.
11. Текучка кадров.
Американцы поставили перед собой очень амбициозные планы по созданию F-35 и все их проблемы пропорциональны уровню амбициозности проекта. Они пошли на создание изделия высокого технического риска, где практически все было сделано с нуля или с ранних стадий технического готовности.
1. Они наконец сделали большой шаг по созданию юнисекс планера для разных родов войск - флота, ВВС и КМП - где традиционно требования отличаются в широком диапазоне. ВВС - воздушный бой; КМП - условия базирования и ударные миссии; флот - широкий спектр миссий с палубы. К этому они последовательно шли несколько поколений - Фантом, F-111 и вот теперь F-35.
2. Создали великолепный движок.
3. Освоили в производстве планер из КМ и AlLi сплавы.
Это первая часть проекта, которые они с рядом огрехов, но прошли.
Изначально озвучивалось, что JSF с точки зрения планера будет дешевле - один движок, попроще технологии изготовления, попроще станция и попроще его использования.
Судя по всему последние слова оказались ключевыми, т.к. за простотой использования стоит навороченная информационная машина и геморрой на задницу разработчика.
Я не спроста применил в тексте выше известные компьютерные термины - прошивка, логи и прочее. Локхид, а точнее головной заказчик в лице Пентагона захотел нечто большее, где 35й является звеном новой информационной системы обеспечения ведения БД по всему миру.
И тут идет передел в рамках инфраструктуры: новый даталинк, который позволяет обмениваться большим типом данным и их содержанием; возможность перекидывать между разными пользователями (бортами) данные (наведение, сопровождение); хранить в себе кучу информации по полету и потом на земле ее обрабатывать, делать выводы, собирать статистику, создавать методические материалы; единое алгоритмическое обеспечение для пушки для работы по разным типам целей; система дополненной реальности в шлеме пилота; унификация вооружения.
Это не только создание самолета, а это работа по многим фронтам в рамках всей кооперации и на земле.
Можно еще добавить, что глядя на телодвижения Пентагона в области упорядочивания хозяйства в трехмерной цифровой среде разработки и документооборота, которое вылилось в создание концепции Model Based Enterprise/Model Based Definition, остается только вздыхать на феодальное устройство отечественного ВПК в лице науки и производства. Все тянут одеяло на себя.
По самолет подытожу следующее: даже если они не смогут довести часть технологий до ума, то смогут поставить что есть и все равно получат хороший планер на многие случаи жизни. Но они хотят большего.