Ссылка на раздел Испытания:
Форумы Balancer'а
Испытания провальные – подвело невнимание к составу топлива. Скорость горения получилась примерно в 3 раза ниже, чем я предполагал - около 6 мм/с. Надо было предварительно сделать точный замер скорости горения, я почему-то сделал на глаз и мне показалось, что горит бодро. Кроме того, невнимательно изучил рецептуру Rocki фероксидных катализаторов. Имея некоторый опыт изготовления ржавой карамели для безсопловиков я был уверен, что делаю почти то же самое топливо, что и МИКС 1. А по сути применял FeOOH, а не Fe2O3, да и к тому же это именно ржавчина, соскобленная напильником с труб в подвале.
Итог: время горения 24 секунды, вместо расчётных 8-ми. Скорость горения точно оценить невозможно, т.к. последнюю треть времени горело без сопла. С самого старта движок начал плеваться (как я понимаю, из-за низкой скорости горения было недостаточное давление и движок то брал режим, то соскакивал с него, создавая прерывистую тягу, если я неправильно объясняю причину прерывистой работы – поправьте, пожалуйста). В результате долгого горения сопло выбило на 15–й секунде. На видео видно, как оно сначала накаляется до красна, потом направление струи отклоняется от вертикали (сопло начинает выдавливать), потом оно на секунду зависает почти на боку и газы выходят в образовавшуюся щель и затем окончательно выстреливает.
Трепанация показало ровно то, что и должно быть в движке после 24 секунд горения. На половине длины от бронировки не осталось вообще ничего, на первой трети длины паронит превратился в труху. Абляционная шайба полностью обуглилась, превратившись в ломкое, деформированное кольцо.
Несмотря на ошибку с составом топлива, отмечаю положительные моменты и делаю выводы.
1) Сопловой блок сохранил прочность в течение 10 секунд, и это неплохо. Решил теперь для упорной шайбы взять текстолит не 2, а 4 мм, да и ступеньки в 2 миллиметра на цилиндре сопла мало, 4-5 мм будет куда надёжнее, особенно с переходом на горячие топлива. Сопло выдавило из-за того, что материал (эпоксидка на микросферах) потерял прочность из-за температуры в месте своего контакта с графитом сопла. Но дальше, этой зоны (~ 2 мм вокруг сопла) материал по виду без изменения, а значит, его теплоизоляционные свойства не позволяют температуре распространяться по торцу дальше локального участка по линии соприкосновения с соплом. Значит, с утолщенной упорной шайбой и увеличенной ступенькой я уверен, будет закрыт вопрос с удержанием сопла у данной конструкции двигателя.
2) Несмотря на то, что часть теплоизоляции сгорела и изнутри оголилась стенка баллона, температура за 2 десятка секунд всё же не начала их разрушать – стенка прочного корпуса – без следов ее воздействия, а это значит, что ресурс у этой конструкции – очень вполне себе.
3) Освоил обработку графита и теперь знаю, что могу делать сопла.
4) Преодолел трудность, связанную с усадкой карамельного топлива при затвердевании шашек большого размера, то есть не образовалось ни трещин, ни отслоения. Достигнуто тем, что отливал топливо небольшими порциями (слоями по 12-15 мм) и поджимал каждый слой струбциной. Сначала заливал первый слой по середине шашки, выдерживал 2 суток, дальше заливал по две порции с одного и другого торца, поджимал и снова выдерживал, всего 5 итераций: одна центральная и 4 парных, двигаясь от середины к торцам по типу как растягивается гармошка.
На кадрах - момент, когда струя отклонилась от вертикали из-за того, что сопло начало выдавливать и завалило на бок, сопло уже практически выдавилось и еле держится засчёт "ступеньки, а струи прорываются вне сопла и момент выстрела