О скоростных возможностях наших АПЛ пр.705 (705К) можно говори.., часами. И дело тут не только в величине самой высокой скорости. Помимо этого, скорость АПЛ набиралась до самой полной в течение примерно одной минуты! Иными словами, ход АПЛ был сопоставим с ходом торпед. А что это значит?
Допустим – худший вариант – за нами осуществляется скрытное слежение ПЛ противника, т.е. мы не знаем, что находимся "на крючке". Известно, что в те годы шумность наших АПЛ вообще и, в частности, нашей, отличалась от таковой у американских в худшую сторону, а значит, и дальность обнаружения у них была больше, чем у нас, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Приходилось разрабатывать и отрабатывать различные тактические приемы, чтобы как-то свести на нет это их преимущество (и эти приемы существовали не только на бумаге, но и в голове каждого командира – про запас).
Однажды во время боевой службы за обедом в кают-кампании слышу рассуждения молодых офицеров о том, как нам плохо в этих условиях.
– Ну, молодежь! Вас послушаешь, так нам только и остается, что сидеть у причальной стенки с "приваренными концами", – вмешался я.
– А что можно сделать?
– Ну, для начала надо выучить боевые возможности корабля, – отвечаю – затем тактику действий, и научиться так исполнять свои обязанности, чтобы потом не было мучительно больно…
Пришлось прочитать небольшую "лекцию". В бою, в море, на ПЛ побеждает искусство командира и мастерство экипажа. Ну и что, если "побежала" торпеда с "кормы" к нам, а акустики, настоящие профессионалы, обнаружили ее. Командир в пределах нескольких секунд контратакует противника, и в те же секунды лодка достигает максимальной скорости, даже с разворотом на 180°, и уходит. Торпеда ее догнать не может!
На нашем соединении этот маневр был отработан фактически, с учетом различных дистанций обнаружения торпед, с теми командирами лодок других проектов, которые не верили в теорию данного вопроса. После такого "наглядного пособия" эти командиры ПЛ с меньшей шумностью, если приходилось совместно "работать" в море, всегда просили нас послезалповое маневрирование выполнять условно ("двоек" получать никому не хотелось).
Теперь решаем обратную задачу. Я вышел в торпедную атаку по ПЛ противника и начинаю маневрирование для ухода от ее торпед и повторной атаки. На другом борту, даже если они следили, классифицированная как ПЛ цель почти сразу превращается в две цели – торпеды. Кого же атаковать?! (помимо скорости, шумность ПЛ также возрастает до уровня "шума" торпеды). А если и вышел в атаку, то хваленое телеуправление торпед превращается в обычное, ибо надо самому "уносить ноги"…
После таких разговоров в кают-компании, надо сказать, у офицеров резко повысился интерес ко всем видам учебы и к бдительному несению вахты.
Большая скорость позволяла довольно быстро зайти в "теневой" сектор любого подводного или надводного корабля, даже если предварительно ты и был обнаружен. При отработанном корабельном боевом расчете и умелом командире это была игра в "кошки-мышки".
Чтобы оценить возможности подводной ракеты, рассмотрим ПА с двигателем на топливе Н-О. Такое топливо выбрано, поскольку продукты сгорания топлива Н-О конденсируются в жидкость при интенсивном охлаждении. Значит, кпд подводной ракеты может возрастать по мере увеличения глубины погружения, если отработанные продукты сгорания отвести в эжектор, в который впрыскивается морская вода. Образующаяся в результате этого процесса горячая вода выбрасывается в направлении, противоположном движению ракеты. Подобная ракета показана на рис. 12. Видно, что продукты сгорания после выхода из сопла попадают в участок 1, где встречаются с потоком забортной воды, поступающей через специальный кольцевой канал под высоким противодавлением. Морская вода расширяется в участке 1 и ее давление падает. Характерной особенностью этого процесса является преобразование гидростатического давления окружающей среды непосредственно в скорость поступающей воды.
Следует также отметить, что подводимая морская вода может впрыскиваться также непосредственно в камеру сгорания ракеты на Н-О топливе. За счет впрыска воды понижается температура горения и возрастает общее количество рабочей жидкости. В результате удельный импульс достигает своего максимального значения при оптимальном отношении расхода воды к расходу топлива.
Впрыск воды может быть осуществлен с помощью второго эжектора, который обычно называют инжектором. Последний устанавливается в замкнутом контуре камеры сгорания, т. е. в контуре, который начинается от камеры сгорания и ею же заканчивается. Инжектор обеспечивает забор морской воды в этот замкнутый контур.
Как известно, инжекторы обычно применяются в паровых котлах промышленного назначения для подачи в них питательной воды. Характерной особенностью таких инжекторов является использование энергии пара, содержащегося в котле, для подачи в него питательной воды. Этот метод подачи воды хорошо подходит и для ракет, так как не требует применения узлов с вращающимися деталями. Более того, в этом процессе теоретически не снижается значение энтальпии ракетного топлива, поскольку уменьшение энтальпии в потоке пара точно соответствует увеличению энтальпии впрыскиваемой воды (по давлению и температуре).
Величины теоретических скоростей ракет Vп которые входят в уравнения (7.6.), определяются на основе известных методов. В тех случаях, когда отработанные продукты сгорания находятся в газообразном состоянии, давление в камере сгорания принимается равным 6,9 мН/м2. В тех случаях, когда количество впрыскиваемой воды достаточно для конденсации всех газообразных продуктов до жидкого состояния, давление в камере сгорания принимается равным давлению паров воды в проточной части при температуре равновесия.
Значение удельного импульса постоянно возрастает по мере увеличения отношения расходов воды и топлива вплоть до ∞. Кроме того, удельный импульс возрастает также с увеличением глубины погружения. Так, на глубине 300 м и при отношении расходов воды и топлива, стремящемся к ∞, удельный импульс I в четыре раза больше, чем удельный импульс стандартной ракеты, движущейся вблизи поверхности воды.
При отношении расходов воды и топлива, равном 12,8, и давлении в камере сгорания 6,9 мН/м2 все газообразные продукты конденсируются в камере до жидкого состояния. Приведенное выше давление в камере сгорания соответствует давлению конденсации паров воды. При более высоких значениях отношений расходов давление паров воды в камере сгорания будет меньше, чем величины давлений, приведенные в таблице. В этих условиях процесс расширения горячей воды, а не водяного пара, происходит изоэнтропически при прохождении ее через сопло камеры сгорания. При этом давление воды падает до давления в эжекторе.
Применительно к стандартной ракете, рассмотренный выше процесс сопровождается частичным испарением воды и уменьшением общей энтальпии, которая и определяет скорость потока на срезе сопла ракеты.
Удельный импульс, всегда имеющий максимальное значение при «бесконечно» большой подаче воды в эжектор, возрастает по мере увеличения отношения расходов воды и топлива до своего максимального значения и затем убывает. Этот максимум характерен для ракеты, на срезе сопла которой имеется поток горячей воды. Для такой ракеты удельный импульс Iуд на глубине 300 м почти на порядок выше, чем удельный импульс стандартной ракеты, движущейся вблизи поверхности моря.
Губа Черная отличалась скалистыми берегами. Она напоминала огромную бутылку по форме. Длина бухты около 20 километров, ширина — семь километров, а в устье — полтора. Прилив был небольшой — всего около метра. Все это гарантировало, что выхода радиоактивности в открытое море не случится. Правда, глубина бухты была менее 70 метров. Испытателям хотелось поглубже, но остальные факторы — весьма удобные и надежные — все-таки перевесили. Плюс ко всему, моряки заверили, что им легко будет обеспечить надежную оборону бухты, если потенциальный противник вознамерится захватить ее в канун испытаний.
Так начал создаваться объект «Спецстрой-700».
"Агентство по противоракетной обороне США <...> провело сегодня успешные испытания перехвата межконтинентальной баллистической ракеты (МБР). Испытание стало первым залповым пуском двух противоракет наземного базирования для перехвата МБР, представляющей угрозу", - говорится в сообщении. По данным Пентагона, первая из двух ракет "поразила головную часть, как и было запланировано", а вторая "изучила оставшиеся обломки и другие объекты в воздухе и, не найдя других головных частей, выбрала следующий с точки зрения представляемой угрозы объект и поразила его - именно так, как и было запланировано", отмечает пресс-служба.
МБР, которую уничтожили в ходе испытаний, была запущена с территории Маршалловых островов в Тихом океане - с расстояния в 4 тыс. миль (около 6,5 тыс. км) от места дислокации противоракет. Их запуск был произведен с базы ВВС США Ванденберг в штате Калифорния.
"Согласно первой оценке, в ходе испытания были выполнены необходимые требования", - отмечают в ведомстве, подчеркивая также, что специалисты продолжат изучать информацию. "Система сработала именно так, как и задумывалось, и результаты этих испытаний свидетельствуют о возможности применения доктрины залповых пусков в системе противоракетной обороны", - подчеркнул директор Агентства по противоракетной обороне США Сэмюэл Гривз.
Как сообщало ранее агентство Bloomberg со ссылкой на источники, испытания должны были имитировать уничтожение МБР, запущенной в сторону США "такими противниками, как Северная Корея или Иран".
Перспективы экспорта в Китай
Весьма важное экспертное заключение о перспективах экспорта «Статуса-6» в Китай и Индию сделала прокитайская «Чайна Таймс», влиятельная тайваньская газета, финансируемая бизнес-элитой Тайваня, выступающей за сближение с КНР. Насколько можно судить по публикации, эксперты из Центра анализа стратегий и технологий, известного участием в Общественном совете при Министерстве обороны РФ и научно-экспертного совете при Комитете Государственной думы РФ по обороне, сформулировали ряд тезисов по экспорту «Статуса-6» для китайского сообщества:
По мнению российских экспертов, экспорт «Статуса-6» в Китай и Индию технически возможен с 2025 года, сам проект идёт успешно, но нужно решить некоторые проблемы с энергетической установкой торпеды.
Экспорт «Статуса-6» в Китай и Индию не нарушает международное право, если «Статус-6» не будет оснащён ядерным оружием.
Экспорт «Статуса-6» не угрожает безопасности Российской Федерации, так как в отличие от США большая часть промышленных и населённых пунктов РФ находятся в глубине материка, поэтому оснащение ядерными боеголовками подводного дрона самим иностранным покупателем самостоятельно не представляет угрозы для России.
В ходе экспертной дискуссии было установлено, что такое оружие как «Статус-6» просто не предусмотрено прямо текущими международными соглашениями между США и Россией об ограничении ядерных вооружений и с юридической точки зрения продажа российского «Статуса-6» без ядерной боеголовки ничем не отличается от продажи американской Mk-45 без ядерной боеголовки.
При обсуждении «международного права» в данных тезисах имеется ввиду пакеты договоров о Стратегических наступательных вооружениях. Поскольку понятия как «межконтинентальная стратегическая торпеда» не существовало ранее, то такой стратегический носитель как «Статус-6» не подлежит учёту и без боеголовки может быть даже экспортирован Россией в Китай и Индию.