Опубликовано Александром Водолазовым в личном блоге Фейсбука 7 августа 2019 года.
АЛОХА ОЭ
Копия в Живом Журнале
Хочу оскорбить чувства верующих. Чувства тех несгибаемых совков, кто продолжает свято верить, что американцы никогда не бывали на Луне, что все это инсценировка, Голливуд и вообще - американцам слабо. Свидетельствую: ровно 48 лет назад, 7 августа 1971 года я лично присутствовал при приводнение в Тихом океане спускаемого аппарата космического корабля «Аполло-15». Если он приводнился, стало быть, откуда-то стартовал. Не из Голливуда же...
Но сначала отвечу на естественный для любого совка, особенно для верующего, вопрос – «А ты кто такой?» Отвечаю. В начале 70-х гг. я служил старшим помощником командира на океанском спасателе. Кроме всякой «подсобки» нашими главными задачами были две. Первая: работа по программе «Эллипс», то есть оказание помощи нашим космонавтам в случае, если бы на этапе выхода корабля на орбиту с ними случилась какая-то беда. Для такого случая было предусмотрено приводнение в океан. Силы обеспечения выстраивались вокруг всего земного шара, образуя своеобразный эллипс. Отсюда и название программы. В нашей в/ч в Советской Гавани на берегу валялся макет спускаемого аппарата (СА), на котором мы изредка и тренировались.
Вторая задача: сопровождать атомные подводные лодки (АПЛ) в их автономном плавании.
Ну, так вот. В начале июля 1971 года мы вышли из Советской Гавани курсом на Петропавловск-Камчатский. Оттуда нам предстояло как раз сопровождать АПЛ. Саму лодку, понятное дело, мы и в глаза не видели, но на непредвиденный случай в рейс с нами пошла куча обеспечивающих: ремонтники, спецы по радиационной безопасности, резчики-сварщики, врачи, всевозможные секретчики и пр. Команда водолазов, оборудование, барокамера у нас были свои.
Благополучно достигнув Гавайских островов, мы расположились чуть южнее их в отведенном районе 120х60 миль и мирно дрейфовали под господствующими ветрами из северо-западного угла района в юго-восточный. Потом возвращались обратно, и все заново. Погода, что называется, благоприятствовала. Загоранья, купанье в океане, акулы, коралловые рыбки и прочье. И вот однажды на утренней вахте я, на свою голову, обнаружил на экране локатора крупную цель. Пошли на сближение. Оказалось, что это американский авианосец «Окинава».
Сразу же доложили, куда надо. Нам ответили: во-первых, это не авианосец, а вертолетоносец (а то бы сами не догадались); во-вторых, он во главе сил, обеспечивающих приводнение «Аполло-15», возвращающегося с Луны; в-третьих, покинуть свой район, «прилипнуть» к «Окинаве», следить, наблюдать и прочье. Для «прочьего» на борту была спецкоманда, в помещение которой мог заходить только командир.
Координаты приводнения и время широко освещались на весь мир. Следом за «Окинавой» прошли насквозь цепь Гавайских островов, прошли чуть севернее и до утра легли в дрейф неподалеку от громадного судна-снабженца.
Дул легкий ветерок, и при огромной парусности американца его быстро сносило в нашу сторону. Когда расстояние сократилось чуть ли не до кабельтова, пресловутые янки выкатили на палубу какой-то огромный куб на колесах. Как вскоре выяснилось, мощный динамик. И тут случился дипломатический конфуз.
Крики американцев и так-то уже были слышны, но через динамик они звучали, как артиллерийские раскаты. И получалось что-то вроде – «Алёха! Алёха!». Ну, то есть типа «рус Иван» и тому подобное. Вот же, пиндосы, обиделся я, еще и обзываются. Командир, Борис Еремчук тоже поначалу смутился. А потом схватился за голову.
- Да ты знаешь, чего они кричат?
- Чего еще?
- Они кричат нам «Алоха!». Ты что – Джека Лондона не читал?
Я, конечно, сразу вспомнил, но все равно было стыдно. «Алоха!», «Алоха-Оэ!» - многозначное гавайское слово, которое может означать что угодно - приветствие, прощание, но только самое-самое хорошее. Конфуз был вроде бы улажен, тем более что американцы подняли флажный (то есть официальный) сигнал: швартуйтесь к правому борту. И начали приспускать трап. Ну, гады, - подумал я, но уже с некоей теплотой.
Сходить в гости, понятное дело, не получилось. Но в качестве жеста доброй воли мы выкатили на кормовую палубу кинопередвижку, растянули простыню и запустили «Свадьбу в Малиновке»... Зуб даю, американцы смотрели и в бинокли, и просто так, пока ветерок не растащил нас в разные стороны.
На следующий день вся акватория Тихого океана в районе приводнения астронавтов была буквально забита силами поддержки и обеспечения. Корабли, вспомогательные суда, транспортные самолеты, в воздухе рябило от десятков вертолетов. На огромной высоте завис вертолет-ретранслятор, передающий видеосигнал на весь мир. Вражеские голоса уже сообщили, что в районе приводнения дежурит советский корабль.
Спускаемый аппарат «Апполо-15» в назначенное время вышел в назначенную точку. Из трех штатных парашютов раскрылись два. Этого было достаточно, чтобы не разбиться, но приводнение обещало быть жестким. Так и произошло: в воздух взметнулся огромный фонтан воды. Сверкающий золотом аппарат (обгоревшие термощиты отстрелились раньше) сначала погрузился, потом вертикально всплыл и невредимо закачался на легкой волне.
Любо-дорого было смотреть, как работали американцы. Вертолеты выстроились гуськом, а затем по очереди стали подлетать к СА. Сначала сбросили тор – типа огромный спасательный круг, охватывающий снизу аппарат и обеспечивающий дополнительную плавучесть в случае чего. Следующий вертолет сбросил спасательное оборудование. Следующий - боевых пловцов. Следующие эвакуировали астронавтов и т.д. Слаженность удивительная. Ровно через 40 минут после приводнения астронавты были на борту «Окинавы».
Верные долгу мы, естественно, поперлись в самую гущу. По светофору я раньше президента Никсона исхитрился поздравить астронавтов. В ответ отстучали: спасибо, держитесь чуть севернее, чтобы не мешать маневрам.
Я подумал тогда (да и потом не раз возвращался к этой мысли): ну а случись такое с нашими космонавтами, смогли бы мы помочь? Отвечаю категорически - ни в коем случае! При благоприятной погоде людей, пожалуй, спасли бы, СА не подняли бы никогда. Если же хоть небольшой шторм, пиши - пропало. И своих бы людей геройски угробили, и космонавтов. А уж про обеспечение лучше вообще не говорить...
Напоследок американцы нас добили. Прямо над нашими мачтами, на высоте метров пятьдесят подвесили «персональный» вертолет. Из его открытого люка высунулся мощный объектив. Мы еще подумали – не телевизионщики ли? Но вот следом высунулась голова в шлеме, и на нас полетел какой-то оранжевый пакет – не пакет. На палубу не попали: струей от винта пакет отнесло метров на тридцать от борта. Быстренько спустили надувную лодку, моряки доставили пакет, и мы с командиром с удивлением обнаружили фото нашего славного корабля (вид сверху) размером примерно 30х40 см, профессионально отпечатанный на роскошной бумаге и с печатью на обороте: при публикации ссылаться на US NAVY. Командир фото зажал и повесил его в своей каюте.
Через пару лет я демобилизовался, а много-много лет спустя случайно узнал, что мой корабль погиб в Татарском проливе у мыса Де Кастри, пытаясь в жестокий шторм спасти севший на камни эсминец.