Дем> Угу, именно что. Собственно и во время полёта он тоже испаряться не будет.
Я не вникал двумя руками в эту криогенику поэтому предпологаю худшее. Но если так тогда из двух претензий остается одна - ЦЕПОЧКА из 7-и пусков в любой точке критична.
Это же теория вероятностей.
Пусть у вас вероятность отказа одного элемента цеочки (пуск, заправка, посадка) 1/20. 5% Тогда вероятность отказа (что где-то что-то пойдет нет так) на всей цепочки из 7-и пусков.
1-(1-0.05)
7 =0,3
Это 30%
Вам нужна очень высокая надежность всего комплекса чтобы все прошло без сучка без задоринки.
Конечно, большинство сбоев просто приведут к растягиванию времени на орбите, но вообще говоря если у вас там пусковое окно... Это же полет к планетам!
Я понимаю хочется защитить исходную концепцию Маска. Мне (взрыволетчику, который всегда с презрением смотрел на ЖРД!) самому она понравилась. Однако, Сократ мне друг, но истина дороже...
Дем> Насколько понимаю - оно больше для того, чтобы этот остаток не болтался по большому баку во время манёвров.
Да, скорей всего.
Но видимо и для того и для того. Если из них будет сублимировать топливо, то оно попадет в большой бак. Тогда вам надо поставить насос и холодильник, который будет это из большого бака отсасывать и по чуть-чуть сжижать и назад возвращать. Я бы так сделал.
Дем> "Мы" это кто? Отлетающий корабль или бочка на орбите? Можно ведь там заправочную станцию повесить, чтобы корабли за один приём заправлять. А хранить чем больше тем потери меньше.
Да, конечно, можно сделать "бочку". Это самое разумый способ развязать напряженный график. Но... мне это сразу кажется концептуально неверным. Чем красива концепция Маска? Что вся система, если она не действует, остается на поверхности планеты. Орбита - временное пристанище. Промежуточный пункт. И это - разумно. Мы знаем что каждый аппарат на орбите уже в полета. Ему нужен пункт управления как не верти. Это база "между" планетами. А концепция Маска прекрасна тем что она с планеты на планету.
Это чисто моя эстетика. Но в любом случае большой бак будет летать на высоте до 600 км. А это еще атмосфера. То есть все равно следить за его траекторией, поднимать повыше - морока.
Если уж на то пошло, то я рассматривал вот какой вариант. Из топлива 4/5 массы - кислород. Значит можно было бы заметную часть собирать "скопером" в верхних слоях земной атмосферы. Но прикидки (кривые все давно посчитаны) показывают что вам нужен чтобы очень мощный реактор (мегаваты и мегаваты) носился у всего человечества на низкой орбите буквально по головам. Рискованный трюк и общественно неприемлемый. Тогда уж лучше мои любимые взрыволеты пусть летают время от времени по вертикали с полюсов!
Дем> Нет, я про обратное. Сначала у Земли разгоняемся на 750м/с или сколько там надо, а потом доливаем топливо из танкера, чтобы стартовать с полным баком.Дем> Необязательно стартовать с НОО, она всего лишь минимально возможная. Можно и с любой более высокой.
Да не хочу я тут обсуждать траектории. Он я с Павлом наспорился - спасибо! Знал бы - не показывал бы свои поделки вовсе!
Я привел это как пример неких рекордных возможностей концепции Маска. Только и всего.
Дем> Да, против формулы Циолковского не попрёшь, но в начальной части график весьма круто идёт.
Вот вот! Я о том же. Что есть всем здравые границы. И если от 1 до 14 массовое число R для ракеты еще разумно, а 24 или там 30 (конечно это уже по сумме всех догоняющих заправок) еще с натяжкой но приемлемо, то дальше (50-100-200) это уже сон разума. Хотя некоторые это предлагают.
Дем> Только захочется лететь уже на тяжёлом корабле, раз уж он есть. 2000 тонн корабля лучше чем 100
Захотят что-то поднять на орбиту-да. Наверное. Данный заправщик должен оптимизироваться именно исключительно как суперчелнок. А что касатеся захотят полететь дальше на чем-то большем... Так у них и так суперкорабль! Зачем больше (если речь о ITS2016)? Ну посмотрите на этого монстра!
Куда больше то? Я это называю, блекджек со шлюхами на борту!!!
100 человек пассажиров и 450 тонн груза на Марс (на Марс, Карл!!!)
Этот размер С ЗАПАСОМ на много лет освоения ближайшего (до Цереры) космоса - точно!
Не зря назван "межпланетная транспортная система". Так и получится, если реализуют.
Это уже не формат СРАНЫХ капсул!
Дем> А его заправить опять куча запусков...
Вот тож! Поэтому если и воспользуются морским супердраконом, то чтобы вывести на орбиту что-то ну совсем большое и тяжелое. Казино какое? Офис МВФ, например, здание ООН... Нахрен!...
[шутка]
Дем> Интересна - но она ничего не меняет. Она лишь поднимает возможную массу отлетающего корабля...
Она открывает космолету Маска путь к планетам. А вот его заправщики - только щелочку.
И это ничего не меняет?
Дем> Оно к сожалению не может обмануть закон сохранения энергии... не случайно среди цифр нет УИ...
Понятно. Но есть давление. 200 атм. Это как в лучших современных двигателях. Это значит уи будет не 300 сек как я заложил, а 350, например или даже 370.
Это (при насчитанном мною массовом числе 24, уже не здраво, резко опустит все до здравых 14).
В чем там фишка?
Когда проектировали "Морского дракона" отказались от турбонасосов не только потому что сложно и дорого. А потому что это морская вода. И если она попадает в насос (а почему-то у них она попадала) то повторно запустить его, они в 1962-м, решили будет сложно и муторно. Поэтому пошли по безнасосному пути.
Насколько я понял, рассматривался вариант возврата ступеней. Они падают в воду (на парашютах или даже на надувных юбках) и там болтаются пока их не подберут. И видимо именно тогда турбонасосы и должны были наглотаться солёной морской воды. В общем они отказались.
Так вот. Детонационный двигатель может тоже обойтись без насосов. 10 атм на входе - это смешная цифра наддува в баках. В Морском драконе предполагали 70 атм.
Еще одна идея. Я подумал, а почему собственно детонационный двигатель плохо должен масштабироваться вверх? А что если нет?
И вот аргумент. Чем больше диаметр круга по которому детонационная волна бегает со скоростью 2500 м/с, тем меньше частота взрывов. А значит время на обновление горючей среды перед волной на каждом круге - больше! Что касается размеров среды детонации. Кажется Зельдович или Харитон говорили (Харитон точно!) говорили что детонирует все что угодно (они все теорией детонации занимались) если это имеет достаточно большие размеры. Феактистов (не космонавт и ракетчик а атомщик) в статье про термоядерную детонации указывал что особенностью термоядерной детонации является наличие помимо обычного НИЖНЕГО предела размеров для возникновение термоядерной детонации, еще (что удивляло) и ВЕРХНЕГО предела. Мол при обычной химической детонации есть только нижний.
То есть, размер детонирующей среды в нашем ЖРД должен напротив играть на руку детонационному процессу в топливной смеси. Чисто теоретически - так.