A.s.>> Все же... ключевая мысль.
A.s.>> Шершавым языком плаката:
S.I.> Ну так его основная идея - сделать надёжность не меньше чем у гражданских авиалайнеров. Потому что САС на 50-100 человек нереальна. Вот и сравнивай надёжность с гражданской авиацией. Не вижу причин почему этого невозможно постепенно добиться на ПОЛНОСТЬЮ МНОГОРАЗОВЫХ системах. Самолёты в начале 20 века тоже часто бились. Сейчас 2-3 катастрофы на миллион вылетов.
S.I.> https://letaem-bez-straha.ru/upload/boing_statistic.pdf
Сергей, так я и не спорю с ЭТИМ тезисом.
Но суть в чем?
А можно ли вообще сделать космос таким же НАДЕЖНЫМ как авиацию?
Авиацию, кстати, в самом начале XX века тоже хотели сделать "вседоступной".
Как каждого посадили за руль авто, так каждого хотели посадить за штурвал. Эта идея (я сам "за" люблю самолеты, не люблю автомобили), кстати до сих пор витает в романах Розова о Меганезии.
Но надо же отличать мечту от реальности!
Не всякий человек СПОСОБЕН на ту "культуру поведения" в воздухе, которая и обеспечивает надежность авиации теперь. И не только в воздухе. На земле тоже пришлось порядки наводить. И как только послабили (в 90-х у нас) - пошла череда аварий.
То есть.
Авто требует культуры.
Авиация высокой культуры.
Космос? Ась?
Супер-пупер-культуры?
Называйте это как хотите. Но надежность это ТЕХНОЛОГИЯ эксплуатации. Не меньшая чем технология изготовления. Я почему шаттлы привел?
Да, концепция изначально - кривая. И тем не менее, на них ПЫТАЛИСЬ отработать технологию "самолетной" (то есть массовой, частой) эксплуатации.
"Челенджер" как взорвался?
Потому что уже 1986-й, а обещаной в 1974-м "самолетности" и "легкости пусков" нет. Вот и погоняли, сквозь пальцы смотрели на проблемы, сигналы снизу. Вперед! Вперед!!! Допогонялись!
Мораль ведь в чем?
У нас бахнул Чернобыл (тоже мутная история, тоже кто-то там погонял), у них "Челенджер". Выяснилось что не получается с некоторыми технологиями обращаться панибратски, погонять.
С самолетами ведь тоже научились очень специфически.
Да, массовость. Только массовость И ОКУПИЛА технологию качественного обслуживания.
Но кто сказал что ТА "массовость" которая закладывается в многоразовые космические системы обязательно окупить явно более высокие ЗАТРАТЫ на надежность чем в авиации?
Автомобиль требует на порядок (условно) меньшей надежности чем авиация. А космос требует еще на порядок большей надежности чем авиация. Так с чего взяли что вообще можно купить "авиационную" многоразовость для космоса?
Это идиологический штамп.
Я ведь переводил статьи Дайсона (ни одна же б... не перевела на русский!) и я вижу по ним даже как умницу Дайсона ОХМУРИЛИ (вместе с братаном Тэдом Тейлором) этой идеей "космической авиации" уже в 1969-м... Это была религи. Чисто религия и больше ничего.
И до сих пор никакого просвета не видно.
Обеспечить надежность ЕДИНИЧНЫМ космическим системам мы смогли. Сначала это сделало NASA. После того как в конце 50-х, начале 60-х многократно публично обгадилось провальными стартами в прямом эфире, технологию пусков глубоко переработали (все элементы проходили поэтапную обкатку на стендах, что сделало подобные пусти многократно дороже). Но зато научились пускать уникальные системы "с первого раза". Мы даже H-1 продолжали пускать методом обкатки "за бугор", мол, так дешевле. Да, еще было дешевле (если журналюги не знают про провалы). Но мы же обезьяны. Мы на "Энергии" и "Буране" (через 20 лет) таки тоже освоили эту американскую технологи. Успешного пуска УНИКАЛЬНОГО ИЗДЕЛИЯ с первого раза.
Технология существует. Тут бы и взрыволетам появится (ведь именно для них без такой технологии уже никак не обойтись!) но не судьба... Взрыволеты уникальны (не будут их пускать пачками по 1000 штук, даже 10 штук - уже слишком много) и для них все это и годится. Но тут - другая совсем история! Тут пытаются: "сорок раз по разу чем ни разу сорок раз!"
Да, может и получится.
Если получится - я двумя руками "за"!
Мне пофиг: Маск, Роскосмос... Главное чтобы процесс шел!
А как "не подорожает нефть?" ©
Возможно вы уверены что все это полнейший бред
А что, б_ля, если нет?
Чу будет если нет?
Взрыволетов нет. Концепцию Маска (допустим) тоже не сдюжили (пускать по-самолетному). Повторится ГОРЕ шаттла. Может? Вполне. Сам корабль создадут и он даже будет летать (что само по себе такой же порыв как "шаттл" и "Буран". Даже круче!). Но будет эта хрень летать куда реже и куда сложней чем мыслилось в начале.
Ведь уже было же!
Второй раз на эти же грабли?
И?
Вот я и предлагаю. Заправщик. Сверхтяжелый. Это бы решило бы проблему.
Конечно же не для полета 100 РЫЛ (дебильная идея!) к Марсу. В задницу эти сказочки для идиотов! Они уже коммуны строят вокруг Капитолия. Не до Марса им уже! Но иметь экспедиционный корабль в духе Маска для цивилизации будущего на Земле (какие бы они ни были) просто необходимо.
Я ведь думаю о ПОСЛЕЗАВТРА! Я всегда так думаю. Потому что завтра будет только жо_па и ничего больше.
Чорная причерная жо_па...
Но все проходит и возвращается на круги своя.
Я совсем не противопоставляю взрыволеты, космолетам в духе Маска. Я считаю что в светлом будущем (шить сарафаны и легкие платья из ситца!) они должны друг друга дополнять и тогда... Но пока нет взрыволетов (ну глупые мы пока, не доросли) мне жалко будет если и концепция в духе Маска накроется медным тазом так же как накрылись шаттлы и (что совсем обидно) по той же причине!
Ну нельзя два раза на одни грабли наступать!
Ну что это за вредительство такое, а?!!!