Бродяга, 03.02.2004 14:48:43:
"Заляпать нормально" в космосе может и не получиться, но "заляпать так, чтобы сесть" - не думаю, что очень сложно.
В каждом из полетов ВКС системы "Space Shuttle" теряют некоторое количество плиток, однако это до сих пор не приводило к катастрофическим последствиям. В первую очередь это объясняется тем, что при потере одиночной плитки основную тепловую нагрузку берут на себя остающиеся окружающие плитки и обнажившаяся алюминиевая конструкция не нагревается до температур, на которых происходит потеря прочности. Другое дело, когда по случайности или по каким-то иным причинам повреждаются или отрываются соседние плитки. В этом случае начинается лавинообразный "эффект домино", захватывающий остальные плитки, - и разрушение металлического каркаса неизбежно.
Сказанное справедливо для обычных (регулярных) плиток, однако в теплозащите есть особо теплонагруженные элементы, разрушение которых неизбежно приводит к катастрофе: это носовой кок и носок крыла (передняя лобовая кромка), состоящий из отдельных сегментов из композиционного материала RSS (углеродные волокна, армированные углеродной матрицей). Конструктивная особенность носка крыла заключается в том, что сегменты частично перекрывают друг друга (подобно рыбьей чешуе или черепичной кладке) - для замены какого-либо сегмента необходимо демонтировать все предыдущие (в отличие от этого носок крыла на ОК "Буран" состоит из полностью независимых сегментов). Выбранная конструкция приводит к тому, что в случае разрушения одного сегмента при спуске набегающий поток может "срезать" все последующие. Разрушение носового кока при имевшемся скоростном напоре приведет к практически мгновенному разрушению модуля кабины (фюзеляж раздувается изнутри набегающим потоком) с последующим разрушением всего ВКС, а разрушение (потеря) любого из сегментов носка крыла в конечном итоге приводит к разрушению крыла, возникновению большого крутящего момента по крену и полной деструкции конструкции ВКС..
Причины возможного разрушения плитки или "углерод-углеродного" сегмента - это отдельный вопрос (старение клеевого соединения, некачественная наклейка плитки, различные механические повреждения на земле или на старте, а также попадание воды внутрь плитки с ее последующим вскипанием при спуске в атмосфере) -
Я канечно много чего не понимаю, но ежели есть такая "чудо замазка", о которой тут вещают, и плитки ТЗП - дело плёвое (в смысле монтажа), то почему при подготовке к шаттлов к полётам, их вместо длительной установки целого набора
различных
плиток (взамен некондиционных и потеренных), не оштукатурят этой "чудо-замазкой"?