Wyvern-2>> Там еще литий-элегаз критиковали как больно дорогой...
au> Ну так литий дорогой. Хотя авторы потом версию 2.0 придумали.... и в целом оно по энергетике ещё лучше выходило у них. Но денег на это не дали вроде.
Wyvern-2>> Где то в "Торпедах-N" была справка по энергоемкости различных видом топлива и устройства ЭУ торпед. Никто не помнит где? ...
mina> если очень надо через пару недель ввыложу соств страничку из амовской книги про проктирование торпедного оружия
Заранее спасибо.
mina> НО - "дьявол в деталях" ...
И вот я о том же
Например (сам нашел пост Хейердала):
анаэробная энергетическая установка для подводного аппарата [ХейЕрдал#25.12.07 17:24]
______________________________________
Примеры тепловых ЭСУ для подводных аппаратов с удельными расходами топлива реальных систем (конференция ЦНИИ Крылова, 1996г)
1. … представлена принципиальная схема тепловой энергосиловой установки ПА для умеренных глубин хода на жидком однокомпонентном топливе, мощностью от 30 до 500 кВт. Установка работает по открытому термодинамическому циклу в диапазоне глубин 10...600 м. В.... (удельный расход топлива - 5кг/кВтч) ....
2. Для подводных технических средств с глубинами использования до 1000...1500 м разработаны проекты энергосиловых установок, мощностью 40...50 кВт с турбинными двигателями, работающих по комбинированному термодинамическому циклу с принудительным выбросом не-конденсируемых продуктов сгорания. … Удельный расход топлива -3,7кг/кВтч.
3. Для применения в ПА, имеющих рабочие глубины до 6000 м и более разрабатывается проект энергосиловой установки замкнутого цикла на топливной композиции Li-SF6.Удельный расход топлива - 1,6кг/кВтч.
______________________________________
Итак имеем 5кг, 3,7 кг и 1,6 кг -
сложные установки весьма небезопасное топливо
Читаем дальше:
___________________________
Источники тока на базе системы литий/тионилхлорид (Li/SOCl2)
Элементы системы Li/SOCl2 с жидкофазным катодом располагают
наилучшими удельными характеристиками среди литиевых первичных источников тока.
600Вт*ч/кг и до 1100Вт*ч/литр
Так как большая часть SO2 растворяется в электролите,
давления в элементе не появляется.
НРЦ элементов - 3,67 В, рабочее напряжение 3,3-3,5 В в зависимости от тока разряда. Они работоспособны в интервале температур от -60 до +85 °С, некоторые до +130 °С. Конструкция элементов Li/SOCl2 подобна конструкции элементов Li/SO2, но тионилхлорид значительно агрессивнее других электролитов, вследствие этого обеспечение их пожаро- и взрывобезопасности потребовало больших усилий и от разработчиков, и от технологов.
Срок хранения этих элементов до 10 лет при саморазряде 1,5-2% в год при 20 °С.
При низкой температуре (порядка -50 °С) элементы отдают емкость в несколько раз меньше номинальной.
Для увеличения безопасности эксплуатации, литиевые элементы могут быть снабжены аварийными клапанами для сброса газа, плавкими предохранителями, тепловыми выключателями.
___________________________
Это на секундочку - не 5, и не 3,7 и даже не 1,6 кг/квт*ч.Не нужен
никакой сложный двигатель - просто элетромотор!
Причем оказывается:
___________________________
Поскольку объем противолодочных торпед ограничен, следовательно требуется повышение энергоемкости их силовых установок. В США проведены сравнительные исследования
электрической Li/SOCI2-батареи и двигателя, работающего по циклу Рэнкина на топливе, включающем в качестве компонентов литий и гексафлюорид серы (SF6), с целью оборудования перспективной торпеды Мк50 ALWT. .... Теплота сгорания одного грамма топлива Li/SF6 составляет 12,3 кДж, что в четыре раза больше, чем у топлива Отто.
Тем не менее в Великобритании для новой тяжелой торпеды «Спирфиш» выбран тепловой двигатель с открытым циклом, работающим на топливе Отто и гидросиламинперхлорате, а в Италии для торпеды А290 и во Франции для торпеды «Мурена» выбрана в качестве источника энергии Al/AgO-батарея, которая имеет в семь раз меньшую плотность энергии, чем
Li/SOCl2-батарея, но более безопасна.
___________________________
Т.е. выбираем:
-либо безопасную, но
намного более дорогую серебрянную батарею
-либо опасную, менее энергоемкую, менее наделжную, но опять таки
более дорогую Li/FS6 установку...
Или кто то сомневается, что
чистый литий более опасен, чем тот же литий в виде электродов?
Очень похоже на "заговор производителей"...тионилхлоридные батареи применябтся в быту, большинство проблем с безопасностью давным-давно решены и они дейтсивтельно дешевы, особенно в расчете на единицу энергии....