Г.М.>> Это, извините, смотря какой системообразующий фактор выбрать. Вот Вы (не знаю уж исходя из чего) выбрали сочетание скорости (дозвуковой) и кол-во членов экипажа (один человек).
drsvyat> а) показать, что играясь с критериями можно доказать хоть прямо противоположное - мы оба манипулируем (например ты отсекаешь беспилотники, оставляя 117 в гордом одиночестве) отправляя что-то там на "свалку истории"
drsvyat> б) указать на ограничения прииспользовании разных способов обеспечения малой заметности ВЗ:
drsvyat> для решеток - невозможность работы в сверхзвуковом потоке или почти неспособность
drsvyat> для S-образности - габарит, от того и намек на сравнительно небольшие аппараты менее 2 мест (от 1 до 0)
Я изначально, согласно теме топика (
), рассматривал пилотируемые самолеты. Так как для БПЛА целесообразность применения конкретных мер снижения заметности может определяться исходя из несколько других критериев. Конкретнее: потеря беспилотника, даже дорогого, дело менее чувствительное - человеческих потерь-то нет. Где-то можно пойти на компромисс. Для пилотируемой машины дело обстоит иначе.
Насчет S-образности - единственный серийный большой "стелс", это В-2, и на нем её, похоже, действительно нет (но там, похоже, комплекс других мер реализован - и, что характерно, обошлись без решеток, даром что он дозвуковой). Но что там с В-21, это вопрос не очевидный пока.
А вот, кстати, есть ли смысл рассматривать решетки отдельно? Это ведь, по сути, разновидность радар-блокера. С той разницой, что решетка, по видимому, проще в реализации, чем РБ, размещаемые в глубине воздушного канала. Для дозвуковой машины, похоже, более удобный вариант.
Г.М.>> ... более совершенных машинах было использовано другое решение. Едва ли это случайность
drsvyat> Нет не случайность, но не столь малозаметность, сколь другие факторы. В частности тот же YF-23, насколько мне известно, отнюдь не в малозаметности проиграл.
По части малозаметности (только!) мне встречалось такое утверждение: что интегральный уровень ЭПР у YF-23 был ниже, чем у YF-22, но во фронтальной проекции будущий Рэптор выигрывал по этому показателю. Как раз из-за S-образности. Тут, как говорится, за что купил...
Г.М.>> ... что развитие этой технологии привело их к отказу от радар-блокеров на малозаметных самолетах в пользу S-образности.
drsvyat> Решетки на 117 и 170 врят-ли можно отнести к блокерам.
Почему? Задача-то та же. Конструктивное решение только иначе выполнено, попроще. Блокер на самом воздухозаборнике, а не в глубине воздушного канала.
Г.М.>> Модернизации исходно немалозаметных машин, типа "Супер Хорнета" и В-1В, не в счет, по вполне очевидным причинам.
drsvyat> Согласен.
drsvyat> Но YF-23 и Су-57 не переработки существующих проектов и вполне могут иметь решения увеличивающие эффективность блокеров, в частности у обоих проектов наблюдается значительный угол между продольными осями ВЗ и двигателя, т.е. пик отраженного сигнала от блокера идет не вдоль оси ВЗ, а в его стенку. Так что решение может оказаться вполне себе эффективным.
Возможно и так. Но YF-23 таки проиграл конкуренту (хотя, точности ради, мы не можем уверенно утверждать, что именно из-за отсутствия S-образности). Что до Су-57 - вообще вопрос темный, чем было обусловлено такое решение.
Все-таки, точно нам (простым смертным, то бишь) степень эффективности различных методов снижения заметности от двигателей неизвестна. Остается ориентироваться на косвенные соображения:
1) У Штатов по части стелс-технологий самый большой опыт, и разработки и практической (в т.ч. боевой) эксплуатации.
2) Для пилотируемых (и наиболее дорогостоящих во всех отношениях, скажем так) машин, они шли от радар-блокеров разного вида к S-образности. Картина, наблюдаемая на данный момент.