hcube, 07.11.2003 00:06:11:
Я правильно понимаю что ЭКИП - это финальная точка в развити самолетов с крылом обдуваемым двигателями? У него вроде вся мощность двигателя идет на создание желаемого обтекания крыла, то есть воздух перекачивается с верхней плоскости на нижнюю?
Давно это было. Детали проекта уже подернуты дымкой забвения
Но, в принципе, использование несущего тела - толстого летающего крыла приводит к уменьшению составляющей аэродинамического сопротивления, вызванного трением. Однако малое удлинение этого крыла значительно увеличивает индуктивное (вихревое) сопротивление и уменьшает его несущие способности. Поэтому, насколько я помню, у ЭКИПа к несущему телу были добавлены консоли более или менее нормальной формы, что отчасти отбрасывает его разработчиков на исходные, классические позиции. Кроме того, при этом, как я полагаю, возникает трудно преодолимое противоречие между этими частями аэродинамической компоновки.
Вдобавок, столь толстый профиль несущего тела без дополнительного обдува будет обтекаться с отрывом потока с верхней задней части. При этом аэродинамических характеристик, можно сказать, "совсем не будет". Поэтому, обдув верхней поверхности блина для предотвращения отрыва, а не для перекачивания воздуха "с верхней плоскости на нижнюю", для этой компоновки совершенно необходим. Однако этот блин все-таки должен быть довольно плоским, а ТРД или ТРДД, как известно, осесимметричные. И обеспечить нужный обдув всей верхней поверхности вполне может и не получиться. И, кроме того, что прикажете делать при отказе хотя бы одного, а тем более, нескольких двигателей?
Да и характеристики самих двигателей в этой позиции должны ухудшиться. Тем более, на входе в них там будет получаться довольно неравномерный поток - отсюда возможны всякие вибрации, а то и вообще, не дай бог, возникнет помпаж. И тогда - все, ЭКИП сможет только грохнуться на землю.
В общем, для доказательств реальности использования такой концепции, а тем более ее эффективности, как минимум, нужны годы и годы тщательных исследований с непредсказуемым исходом. А ее потенциальные преимущества даже при рассмотрении в режиме наибольшего благоприятствования не так уж и велики.
Так что, ЭКИП, на мой взгляд, - это не финальная точка в развитии самолетов с крылом обдуваемым двигателями, а некая боковая ветвь развития.