Позвольте не совсем по теме, но в русле дискуссии о ПСС в целом.
Основным, как наиболее эффективным, способом поиска и спасания является не наземный, а авиационный. Основные средства поиска – вертолеты. НПСК и подготовленные спасатели также обязаны быть. В качестве транспортного средства НПСК как правило назначается авто повышенной проходимости, допущенное к перевозке л/с и способное доставить к месту бедствия установленное имущество.
В 2009г ВВС приняло на вооружение
«Урал» СМК НПСК и даже закупило несколько штук. Достался ли Торжку один из них – я не знаю. По сути это неплохо (по меркам ВВС) оснащенная «аварийка» для доставки спасателей в р-он поиска. Бюджет, увы, как всегда – в ВВС для оснащения своей ПСС он самый скудный и последний на раздаче. Никакого поискового оборудования, кроме биноклей и прибора ночного видения, на этом «Урале» нет. Радиостанции, входящие в комплект, в т.ч. авиадиапазона – все носимые. Но инструмента для вскрытия обшивки и расчистки места для работы с пострадавшими достаточно. Понятно, что пользоваться этим предстоит техсоставу. Соответственно, в реалиях ВВС-2011 на должность нач.ПСиПДС стали назначать уже не пилота, а инженера. Но руководит проведением ПСР и работой НПСК – командир. Ночью искать наземкой по сугробам и под снежным зарядом дело весьма малоэффективное и под Торжком чуда не произошло... Через лесопосадку (а сквозь лес уж тем более) пролезть на военном тягаче проблематично. Наличие бензопил, как на СМК НПСК, не сильно ночью помогает – стволы у неопытных спасателей-лесников падают куда угодно, их надо перепиливать на коротоши для расчистки проезда и не факт, что машина не провалится и не встрянет где-нить там на мосты. Так что едут спасатели до района поиска, а дальше ищут ногами и глазами, опрашивая местное население и ожидая информации сверху, если кто из свидетелей сам объявится и сообщит куда-надо. И если в советское время ВВС не сильно затрачивались на оснащение ПСС, то в нынешнее время тем более. К тому же в 2006-ом якобы в связи с новой оборонной доктриной было расформировано Федеральное управление авиационно-космического поиска и спасания при МО (оф.коротко - ФПСУ) и эти функции были внезапно взвалены на граждан. А возможно, это было следствием борьбы граждан за УВД и нежелание передать для ПСС ВВС часть вырученных средств за поисково-спасательное обеспечение от своих полётов. Так что с 2006 года у нас всех спасают граждане. А ВВС тогда сосредоточились в основном на парашютном спорте и ПД-подготовке спортсменов и некоторых пилотов. Однако 08.2008 в ВВС поняли всю глупость этих решений и вновь стали экстренно создавать свою ПСС.
Не знаю, каким маяком был оснащён этот Ка-52. Не факт, что Р855А2 с 406МГц. Если не этим, то после катапультирования заработала бы только неподдерживаемая КОСПАСОМ авар.частота 121,5МГц , и если антенна маяка оказалась бы удачно направленной, то бортовым АРК-УД пилоты на дежурном вертолете ПСС пеленг засекли бы быстро. А если деж.вертолет не подняли бы, то руководителю ПСР потребовалось бы через МКВЦ особо уточнять наличие авар.сигнала в предполагаемом р-не – это потеря времени.
В ГА сейчас действует приказ Минтранса РФ от 15 марта 2007 г. № 29 «Об оснащении воздушных судов гражданской авиации аварийными радиомаяками системы КОСПАС-САРСАТ». Не сразу удалось его реализовать - оснащение ВС ГА радиомаяками осуществлялось за счет авиаперевозчиков. Поэтому пошли по дешёвому варианту – оснащение переносными неавтоматическими аварийными маяками с 406МГц, применение которых сейчас начинаем расхлёбывать. К имеющимся радиомаякам накопился ряд претензий, основные из которых: включение вручную, непродуманное расположение обрывающихся при ударе антенн, 50сек-интервал между посылками (это «привет» от морского происхождения КОСПАС-САРСАТа). Также поисковиков ещё сильно угнетает бестолковость эксплуатантов, тупо выключающих маяк перед шалостями или не знающих порядок их проверки, а также отсутствие финансирования на разработку новых бортовых автоматических маяков, у которых были бы решены вопросы достоверного определения аварийной ситуации и автоматического включения, интеграции с бортовыми GPS-приёмниками для передачи «длинной» посылки, включающей не только паспорт маяка, но и его текущие координаты. Роскосмосу это не надо, а Минтранс никак не «уговорит» эксплуатантов ВС это всё оплачивать, хотя и не отрицает необходимость бюджетного финансирования этих разработок. Года три как эта проблема висит и никуда не движется. В стране вяло создается ЕС АКПС (единая система авиакосмического поиска и спасания). Граждане теперь иногда ищут и удачно спасают катапультирующихся военлётов и заодно свои ВС. Потихоньку строят АПСЦ (авиационные поисково-спасательные центы) – в этом году воздвигнут первый в Екатеринбурге, в следующем году в Самаре. Потом на очереди ещё десяток АПСЦ на всю ширь страны от Мурманска до Камчатки. Вот, правда, с человеческими кадрами и поисковой авиатехникой дело приостановилось. В верхних эшелонах вдруг внезапно стало не понятно как же оснастить и содержать такую армию дармоедов. Когда функции поиска и спасания были у армии, всё было понятно. А у граждан это войско спасателей прибыли не приносит, только гемор на голову главного руководителя – а вдруг кто-то где-то упадёт-пропадёт и быстро найти и красиво спасти не удастся... Вот и зависло теперь развитие ЕС АКПС.
Впрочем, вопреки якобы обеспечивающему поддержку авиаменеджменту, в Росавиации создали свои поисково-спасательные машины: пару 4-хосных «Уралов» для поиска и эвакуации космонавтов на замену легендарным ПЭМ «Синяя птица» и вроде как обычно-привычный капотный «Урал» для оказания помощи потерпевшим бедствие воздушным судам, который прошёл госиспытания в 2010 году и даже очень понравился директорам АПСЦ и представителям ПСС ВВС и совсем не понравился самому главному авиатору. Ну да, это не хаммер и даже не мерс, а наше доморощенное и соответствующее нашим ГОСТам, реалиям эксплуатации и объёму финансирования. Во время госиспытаний в условиях пересечённой местности подмосковья (кстати, по снегу и при минус 23гр) был также обкатан установленный на машине импортный бортовой авиапеленгатор аварийных частот от Becker и решено, что на машине конкретно такой девайс не эффективен (он, кстати, немцами уже снят с производства). Но для поискового ВС это была бы отличная альтернатива АРК-УД. К сожалению, его вращающаяся антенна реагировала на отраженные сигналы от домов, заборов, лесополос, ЛЭП, на антенны мощного и современного бортового радиокомплекса машины и даже на приоткрывающуюся дверь кабины. Достоверная дальность пеленга с земли по 121,5МГц для переносного маяка ПАРМ-406 (есть сертификат КОСПАС-САРСАТ) от составила 800м (практически в прямой видимости), для переносного маяка Р855А2 (на вооружении ВВС, нет сертификата КОСПАС, т.к. ему чуть не хватает времени непрерывной работы) – 1,0км. У обоих мощность на 121,5Мгц = 0,1Вт. Антенны разные. Все эти маяки могут передавать посылки на 406МГц =5,0Вт. Пеленг на эту короткую посылку раз в 50сек не брался, но сигнал устойчиво читался на удалении 5км и передаваемые в ней координаты сразу высвечивались. Была задумка сравнить работу этого пеленгатора с мобильным вариантом
АРК-ЧСА от Компании ИРКОС , но не сложилось. Да и АРК-ЧСА в 8 раз дороже немца, что нереально дорого.
Разработку самолёта для ПСС на базе среднего транспортного приостановили в начале 2010 (рассчитывали взять за базовый Ил-112Т, но увы). ТЗ помимо прочего предусматривало установку на передний обзор тепловизорного, телевизионного оборудования и РЛС, + РЛС бокового обзора и специализированное раб.место доп. члена экипажа – оператора.
С вертолётом работы также были приостановлены в начале 2010 года, чтобы разобраться с нереальными по дороговизне предложениями от назначенного Президентом разработчика в лице ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей», приостановить эээ...роспил и подождать предложений и разработок от настоящих производителей авиаоборудования. ТЗ на вертолёт будет уточняться в этом или следующем году, а потом разработка вертолёта ПСС продолжится. От разработки тяжёлого самолета ПСС на базе Ил-76 решено отказаться в пользу вертолёта.
Как-то так)
И ещё. Тут ссылки на
состав дежурных сил и средств и
действующие документы в области АКПС