Позволяет оператору установить необходимую мощность (тротиловый эквивалент) боеголовки для использования в различных ситуациях (к примеру, уменьшение мощности заряда может быть необходимо для поражения противника в непосредственной близости от своих сухопутных или морских сил, на территории (акватории) союзного или нейтрального государства).
Особенностью БЖРК было то, что перед тем, как он мог прибыть в
пункт постоянной дислокации (ППД), его перемещали с
завода-изготовителя в городе Павлограде на железнодорожную станцию
Березановка. На ней выдерживали в течение семи суток, показывая всем
средствам космической разведки партнеров по договору об СНВ. И только
после этого перемещали в пункт постоянной дислокации. Формально это
вытекало из советско-американских договоров по контролю за стратегическими вооружениями.
Но была и более веская причина, о
которой было не принято говорить – потенциальный агрессор должен был
знать о реальном существовании систем, способных нанести ответный
удар. Это вообще одна из главных задач для комплексов ответного удара.
Что же касается идентификации противником БЖРК на маршруте
патрулирования, то полностью «поездом-невидимкой» он не был. Опытный
специалист мог определить, что это за поезд. Но куда и когда он дальше
проследует в процессе штатной эксплуатации, достоверно определить
было невозможно.
Практика показала, что при четко отработанной системе
предупреждения о нападении противника и системе управления
движением БЖРК, предусматривающей экстренный выход его с места
стоянки, поразить его или вывести из строя не представлялось возможным.
БЖРК за это время мог уйти с места стоянки и удалиться на расстояние,
гарантирующее его выживание. В угрожаемый период, с приведением
войск в высшие степени боевой готовности интенсивность перемещения
БЖРК на маршрутах патрулирования могла быть значительно увеличена.
Для обеспечения безопасности перемещения БЖРК, отработки
взаимодействия между дивизией и отделением железной дороги в 1988
году было проведено учение с привлечением восстановительных поездов.
На учении реально отрабатывались действия при опрокидывании вагонов
БЖРК, сходе их с рельсов. По результатам учений были выработаны
мероприятия по действиям подразделений МПС и Министерства обороны
при возникновении чрезвычайных ситуаций с БЖРК.
Большую роль в развитии научно-методического обеспечения
эксплуатации БЖРК, подготовке командно-инженерных кадров,
исследовании вопросов боевого применения сыграла Военная академия
имени Петра Великого. В сложные годы второй половины 90-х годов
начальником академии был Н.Е. Соловцов, опытный и авторитетный
генерал, прошедший большой армейский путь. Когда в 2001 году он был
назначен командующим РВСН, он делал все возможное для сохранения
группировки комплексов на уровне, обеспечивающем гарантированное
ядерное сдерживание от возможной агрессии против России. Однако на его
нелегкую долю выпало руководство непростой процедурой ликвидации
БЖРК. При этом он вместе со специалистами промышленности нашел
оптимальные формы взаимодействия.
Н.Е. Соловцов в то время (2004) считал: «РВСН вынуждены навсегда
распрощаться с БЖРК, поскольку ракеты этих комплексов,
производившиеся на Украине, полностью выработали ресурс». Николай
Соловцов оценил комплексы РТ23УТТХ как «прекрасное оружие» и с
сожалением отметил, что «такого комплекса у России уже, наверное, не
будет никогда». Эта точка зрения была с технической стороны вполне
обоснована, но существенным было воздействие и политических факторов.
Позднее, с изменившейся обстановкой, в 2013 г., он уже не исключал, что
в случае политического решения может быть разработан новый БЖРК, но
«это будет совершенно другая ракета, совершенно другой комплекс».
В отличие от отечественных ракет с ЖРД, которые служат в
заправленном состоянии по три десятилетия, ракеты с РДТТ по специфике
применяемых топлив имеют меньший срок службы. Даже если бы
разработчики провели бы большой объем работ по подтверждению
возможности дальнейшего продления сроков эксплуатации, то с
определенным риском можно было надеяться на очень небольшое
дополнительное продление.Фото 84. Пустые корпуса двигателей, приготовленные к утилизации
В принципе это не абсолютный тупик. В США для продления сроков
эксплуатации ракет семейства «Минитмен» применялось удаление из
корпусов двигателей твердотопливных зарядов и последующее заполнение
их новым топливом.
Однако в условиях разрыва политических и экономических связей
между Россией и Украиной, дефицита бюджетных ассигнований,
неустойчивого функционирования финансовых систем, катастрофической
деградации управляющих органов, вымывания из них квалифицированных
и опытных специалистов выполнение такой программы применительно к
ракетам РТ-23УТТХ (15Ж61) было нереально.
Так что вывод из эксплуатации и последующая ликвидация ракет
15Ж61 в 2002-2006 гг. имели под собой не только политические, но и
технические причины. Но тогда об этом не вспоминали.
Впоследствии многие руководители Министерства обороны России
выражали сожаление по поводу необдуманного и скоропалительного
решения о снятии с эксплуатации и ликвидации БЖРК. Но в прямом смысле
«поезд уже ушел». Решение об отказе модернизации комплексов БЖРК
автоматически ограничивало период пребывания их твердотопливных
ракет на боевом дежурстве гарантийным сроком эксплуатации.
1 сентября 2005 года была снята с боевого дежурства
В хорошую погоду войны не будет.
Иркутск же превзошел все остальные города по количеству солнечных дней в году, их здесь в среднем целых триста восемнадцать. И это происходит даже невзирая на тот факт, что две трети всего года в Иркутске зима, да и погодные условия здесь очень жесткие.
Источник: Самые солнечные города России - Topkin | 2017
22 марта 2016, IrkutskMedia. Более 200 военнослужащих Иркутского ракетного соединения Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) пройдут переобучение на новый подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК) "Ярс" на космодроме "Плесецк" в Архангельской области. Ранее они несли боевое дежурство на ПГРК "Тополь". Об этом сообщает ИА IrkutskMedia со ссылкой на официальный сайт Минобороны России.