Хочет Родина морячить, значит нужны корабли и моряки. Нет морских задач (с отвенностью типа "голова с плеч") перед РФ в ближних и дальних океанах - тогда ненужность во всём, и в короблях и в кадрах, а ещё раньше в военной науке и в военном образовании. Качество обучения в военных училищах начало падать в начале 80х. Кадеты, Питоны, школьники - учились по древним методикам, играли в торпедные атаки на старом оборудовании и это в почти райские 80-е годы... Кадеты и питоны службу прочувствовали ещё до учебы в военных училищах, поэтому "школьники" вызывали у них в лучшем случае снисхождение. Устав, обязанности караульного назубок, с какой стороны к веслу подходить, значение команды "Табань" - вот и увольнение, и продвижение по службе, но школяры легко догоняли и перегоняли питонов, кадетов не только в академических науках, спецпредметах, но и в обычной повседневной службе (да и просто в курсантском быту, с которым связаны и самоходы,и шхеры,и пьянки, и воровство&продажа тельников, сон на посту, системный подход к предупреждению проверок, системный подход по вскрытию экзаменационных вопросов и билетов, решение вопросов с лаборантами, сотрудниками кафедр и т.д. - кадеты и питоны залетали реже).
Не знаю сколько лет давать детям жить в казарме, чтобы лейтенанты могли легко и непринуждено командовать каким-нибудь ТАКРом, но помню как выпусник ДВИМУ (высшая мореходка на востоке), проходивший военку запозорил на проверке корабля командира корабля, старшего помощника корабля и всех кто был из офицеров в рубке, так как только гражданский недоморяк смог правильно отдавать команды личному составу корабля при атаке с воздуха, с воды и из-под воды. Никто не смог точно и полно ответить на вопросы проверящего, кроме ДВИМУшника...
Когда была поставлена задача перед страной -взять океаны под контроль ядерными подводными лодками, то ученые (Александров лично) вместе с будущими командирами подводных изучали реакторы на АЭС, вместе с разработчиками втискивали ужатый, эксперементальный реактор в чрево лодки, придумывали вместе как обезопасить лодку от тысячи проблем с реактором. Небыло учебных программ, но ученные вместе с военными совместно проводили обучение личного состава, как выживать когда кругом протечки, парогенераторы выходять из строя и т.д. Учились сами (и ученные и моряки) и выживали, а кто клал на это, тот гробил лодки и личный состав.
Поэтому очень важно если бы военное образование определялось поставленной задачой перед страной и народом. А так как это сейчас очень дорого и занять теперь не у кого, необходимо внутренний бардак разгрести и нарастить мускулы своей экономике, а до тех пор надо военно-морскую науку подтянуть и подтолкнуть вперед не обращая на затраты и выпускать пятерых классных образованных летёх в год, которые будут горды за свою Родину (т.е. не будут помойки шманать) и сделают всё, чтобы Родине было за что гордиться ими. Приросшие ко дну корабли очень дорого будет заставить выйти в море, экипажи распустить, если есть стоящие ребята, то переобучить и "вторыми номерами" на корабли которые ходят. Иначе нельзя.
Был кап-лей в ТОВВМУ в 82 году, который говорил, что мне бы роту и я переверну страну (в духовном и положительном смысле), так как я подготовлю нормальных образованных офицеров, которые будут много знать и много понимать и всё уметь. Эти летёхи не будут дуболомами. Когда они прибудут на корабли, они будут в этом же духе обучать личный состав, а личный состав с бацилами посаженными в их разум разъедутся по домам и ...
Короче - Каплей став кап3 получил роту, месяц он воспитывал курсантов и его подход был весьма неординарным - самоходы прекратились, народ даже в увольнение особенно не рвался, пьянки стали реже, учеба улучшилась, но роту у него забрали и отправили его на кафедру, наверное посчитали его затею опасной...
На кафедрах было много вояк, которым фиг сдашь, а вот объяснить предмет они не были способны. Были конечно отдельные преподаватели, которые фанатели по своей специальности, но их было единицы. Один из разработчиков гидроакустического комплекса был изгнан из института за пьянство и сослан в ТОВВМУ 82 году, и на его семинарах с утра мы дурели по двум причинам: П Е Р Е Г А Р и любые сложнонаучные заморочки он объяснял за пять сек. Сидишь, тупишь а он за спиной говорит фразу, которая не является подсказкой а лишь методом нахождения правильного осмысления проблемы с последующим озарением. Жалко, что его из училища турнули.
Проблема тогда и сейчас - сложившиеся структуры, специфические отношения между командами, правильный подход ко всему и ко всем, правильные слова, оптимистический отчет, решабельные резюме, грамотный расклад, замудренные политес-танцы, любые оптимизации и реорганизации замыкаются на эту же самую систему. Правильные и нужные люди, имеющие доступ к высшым из тел, порхают, опыляют, журчат, готовят и решают - система работает на удовлетворение нужд верхушки системы.
Сильный, современный военный флот это стабильность торговых путей и если сильный флот будет у нас, то весь торговый мир сплотится вокруг нас - так было с Голландией, Испанией, Англией, Америкой в своё время и так должно быть с нами.
Но пока мы честно и откровено не предъявим сами себе и своему правительству гамбургский счет по строительству из России мировой военно- морской державы, не спасет нас 7летнее обучение в суворовских и нахимовских училищах, 10летнее обучение во ВВМУ, 30 летний карьерный рост до ст.лейт, как не спасает нас и наличие орды тридцатилетних (утрирую) капитанов 1ранга, 2ранга и т.д.