Реклама Google — средство выживания форумов :)
Украина, готовясь к российскому наступлению, начала возводить свою «линию Суровикина», пишет британское издание The Telegraph.
По данным издания, новые укрепления начали появляться на ключевых участках фронта после неудавшегося наступления ВСУ.
The Telegraph пишет, что строительство укреплений ускорилось в районе Лимана и под Авдеевкой, а также у Купянска. Кроме того, Украина строит укрепления вдоль границ с Россией и Беларусью.
«Новая оборона очень напоминает так называемую „линию Суровикина“ — трехуровневую систему траншей, танковых ловушек и опорных пунктов, которую Россия успешно использовала для отражения украинского наступления», — говорится в материале.
Издание отмечает, что Украина не планирует создавать точно такую же оборонительную линию, как у России, поскольку ВСУ намерены вести «активную оборону», то есть удерживать оборонительные рубежи, проводя при этом наступательные операции, направленные на поиск слабых мест в обороне противника.
По данным The Telegraph, на данный момент самые мощные укрепления созданы в районе Чернигова, где российская армия вряд ли пойдет в наступление. В то же время оборонительные сооружения на основных участках фронта строятся в отдалении от линии соприкосновения. Например, главная линия обороны в районе Авдеевки расположена примерно в 16 километрах от города.
Характерным примером является дистанционный разгром 26 пд Ирака на начальном этапе операции 7АК (США) в феврале 1991 года во время так называемой Войны в заливе (рис. 9).
Задача прорыва тщательно подготовленной в течение нескольких месяцев по всем канонам советского военного искусства обороны возлагалась на 1-ю мд (США), которая должна была сломить оборону противника и тем самым открыть дорогу главным силам корпуса (2-й обркп, 1-я и 3-я бртд (США)) для осуществления оперативного охвата правого фланга мощной кувейтской группировки иракских войск (маневр имел кодовое название «Прогулка Мэри»).
О качестве фортификационного оборудования иракских позиций говорит тот факт, что за 39 суток непрерывных бомбардировок с воздуха дивизия сумела сохранить боеспособность на уровне более чем 60 % исходного боевого потенциала [3].
Именно поэтому американцы применили неплохо зарекомендовавшую себя в битве под Курском в годы Второй мировой войны изощренную германскую тактику наступления ударными броневыми группами. Как видим (рис. 9), 1-я мд наступала двумя созданными на основе бригад ударными группами, действовавшими на фронте порядка 6 км каждая и имевшими в своем составе по 200–300 танков и БМП.
Примечательно, что промежуток между ударными группами составил около 10 км, а на направлении наступления каждой группы оборонялось на первой позиции не более одного пехотного батальона. Таким образом, обеспечивались условия быстрого преодоления первой позиции. В последующем предполагалось, что ударные группы либо, одновременно повернув навстречу друг другу, «смотают» оборону противника вдоль фронта, либо стремительно выйдут в его тактическую глубину. Применение подобной тактики чревато весьма печальными последствиями для обороны любой армии.
Так как погода препятствовала применению авиации, задачи по огневой подготовке и поддержке атаки противника возлагались на артиллерию, вследствие чего в полосе наступления 1-й мд было осуществлено беспрецедентное для армии США ее массирование: развернуты три бригады полевой артиллерии 7АК. Первоначально планировалось проведение огневой подготовки в течение 2,5 часов. Однако, непосредственно перед ее началом начальник артиллерии 7АК бригадный генерал Абрамс приказал вести ее в течение получаса с применением преимущественно кассетных боеприпасов.
Таким образом, огневой разгром 26-й пд иракской армии продолжался 30 мин. За это время 350 артиллерийских орудий и пусковых установок РСЗО выпустили 11 тыс. снарядов и 414 ракет РСЗО. Огонь велся по всей полосе обороны, наиболее плотно — на направлениях наступления ударных групп 1-й мд. Поражение личного состава, вооружения и военной техники обороняющихся было сплошным вследствие обрушившегося в считаные минуты на головы иракцев «ливня» из более чем 600 тыс. кумулятивно-осколочных боевых элементов.
Все, что не находилось в блиндажах, надежно перекрытых участках траншей, щелях и других сооружениях, было уничтожено или повреждено. Уцелевший личный состав вследствие эффекта массовых потерь в короткое время оказался в состоянии психологического ступора. Оборона дивизии была преодолена за 3 часа вместо планируемых 18 и практически без потерь — вместо прогнозируемых 40 %. Основной проблемой был сбор находившихся в полувменяемом состоянии военнопленных. Наступавшие сами не ожидали подобного эффекта [5].
Кроме того, массированное применение кассетных боеприпасов в сочетании с массовым использованием ВТО воздушного и наземного базирования позволило быстро и без потерь в ходе развития наступления преодолеть поспешно занятый иракскими оперативными резервами оборонительный рубеж на пути охватывающей группировки 7 АК (так называемой Сражение на песчаной гряде 26–27 февраля 1991 года).
Полученные результаты впечатляют: например, за четыре часа боя (с 19:00 до 23:00 26 февраля) 3-я бригада 1-й бртд (США) генерала Жанини, потеряв 4 танка и ни одного человека, разгромила оборонявшуюся 29-ю мпбр иракской мд «Тавакална» и оставила за своими боевыми порядками уничтоженными 76 окопанных танков Т-72 и 84 БМП-1.
За 26–27 февраля эта дивизия при поддержке авиации и бригады полевой артиллерии, потеряв в бою одного солдата, разгромила еще одну бригаду пд «Адиана» и до двух тбр тд «Медина», всего уничтожив при этом более 300 боевых бронированных машин оборонявшихся [5].
Может ли противник в зоне СВО на Украине применить подобный способ прорыва обороны? Может, однако результаты этого будут на один-два порядка ниже, поскольку условия ведения вооруженной борьбы там и здесь радикально отличаются. Российской армии не присущи вышеописанные недостатки, либо они незначительные, а у противника нет достаточного количества качественных средств поражения и боеприпасов.
Вместе с тем недооценивать возможности противника по применению кассетного оружия было бы неосмотрительно. Наиболее уязвимыми для ударов кассетными боеприпасами представляются аэродромы и площадки базирования авиации, объекты системы военного управления и тыловой инфраструктуры. Кроме того, с переходом от позиционной обороны к маневренным действиям, да еще в условиях донецкой степи, эффективность применения кассетного оружия резко возрастет, и к этому надо готовиться заблаговременно.
Прежде всего, необходимо четко отработать приемы и способы массированного применения своего кассетного оружия. Требуется резко повысить эффективность дальнего огневого поражения с тем, чтобы максимально затруднить противнику доставку кассетных боеприпасов из районов перегрузки к фронту.
Система КББ должна быть поднята на качественно новый уровень: работать круглосуточно по принципу «обнаружил — поразил», причем поражать огневые средства противника требуется не столько на огневых позициях и в позиционных районах, сколько в выжидательных районах и пунктах временной дислокации, где они находятся длительное время: отдыхают, обслуживаются и готовятся к боевому применению, что неизбежно связано с наличием многих разведпризнаков.
Для этого представляется целесообразным создание в соединениях и объединениях специальных групп КББ, в которых будут скомплексированы со средствами поражения все виды разведки: воздушная (разного рода БпЛА), электронная (обнаруживающая паразитарное ЭМИ боевой техники и особенно электрогенераторов), артиллерийская инструментальная, а также комплексы «Зоопарк» и «Пенициллин».
Из-за рассредоточенного применения артиллерии противником (повзводно, а то и поорудийно) и отнесения огневых позиций и позиционных районов РСЗО в глубину, вследствие повышенной дальности стрельбы поставляемых огневых средств представляется необходимым центр тяжести решения задач по их огневому поражению перенести в воздух и возложить на барражирующие боеприпасы типа «Ланцет», ударные вертолеты и самолеты, а артиллерии — широко применять кассетные боеприпасы.
Очевидно, необходимо повысить защищенность личного состава, вооружения и военной техники. В позиционной обороне целесообразно количество изломов траншей и их перекрытых участков увеличить в разы. Торцы перекрытых участков и входы в блиндажи, убежища и огневые сооружения прикрывать противоосколочными занавесями из кевлара. Обязательно отрывать запасные позиции, соединенные с основными крытыми ходами сообщения для скрытого вывода живой силы из-под ударов кассетным оружием, оставив на старых позициях управляемые осколочные направленные мины.
Весь личный состав, действующий в пределах 30-км полосы от линии боевого соприкосновения, особенно в маневренных формах борьбы, желательно оснащать индивидуальными инженерными комплектами (взрывной окопокопатель, титановые колышки и кусок кевларовой ткани 1,5 на 1,5 метра, как основа грунтовой обсыпки). Подобный комплект позволяет в течение часа оборудовать окоп или укрытие полного профиля с противоосколочным перекрытием. Всю бронетехнику неплохо было бы снабдить приспособлениями для самоокапывания и с заводов выпускать с комплектами маскировочных сетей, надувных макетов (как это делается в США) и специальной арматуры, позволяющей быстро, из подручных средств возводить защитные экраны верхней полусферы хотя бы в обороне или при расположении на месте. Ведь боевая машина огромной стоимости может быть мгновенно уничтожена «копеечным» суббоеприпасом.
Очевидно, настала пора включить в состав общевойсковых и тыловых формирований штатные инженерно-маскировочные и инженерно-позиционные подразделения и части, а в состав тыловых — еще и охранные подразделения, а также сопровождения колонн.
Крайне необходимо на всех танках, САУ и БМП иметь штатные выносные генераторы, чтобы они в обороне и при нахождении на месте не служили «магнитами», притягивающими самонаводящиеся на инфракрасное излучение боеприпасы противника, которых в арсеналах современных армий великое множество.
Применение кассетного электромагнитного оружия и оружия, наводящегося на паразитарное излучение электромагнитного поля поражаемых объектов, требует надежной защиты энергохозяйства узлов связи, командных пунктов, формирований радиотехнической разведки, ПВО и т. п., при выходе из строя которого все компьютеры, автоматизированные системы управления войсками и оружием, а также средства связи в мгновение ока могут превратиться в груду металлолома. Очевидно, электрогенераторы должны приходить с заводов с противопульной и противоосколочной защитой, надежно экранированными от «паразитарного излучения» и мощных электромагнитных импульсов, кабельное хозяйство также должно быть защищено и т. д.
В заключение необходимо отметить, что кассетные боеприпасы запрещены Конвенцией по кассетным боеприпасам, принятой в мае 2008 года. По состоянию на 10 февраля 2022 года к Конвенции присоединились в общей сложности 123 государства, из них 110 — в качестве государств-участников и еще 13 — в качестве подписавших сторон. Однако крупнейшие производители кассетных боеприпасов и обладатели их самых больших запасов — США, Россия, Китай — это соглашение не подписали. Также от подписания отказались Индия, Бразилия, Южная Корея, Пакистан, Израиль и Украина, считающие кассетные боеприпасы эффективным оружием. Вместе с тем, в 2010 году США обновили некоторые виды кассетных боеприпасов, заменив взрывающиеся суббоеприпасы на кинетические [1].