Может ли противник в зоне СВО на Украине применить подобный способ прорыва обороны? Может, однако результаты этого будут на один-два порядка ниже, поскольку условия ведения вооруженной борьбы там и здесь радикально отличаются. Российской армии не присущи вышеописанные недостатки, либо они незначительные, а у противника нет достаточного количества качественных средств поражения и боеприпасов.
Вместе с тем недооценивать возможности противника по применению кассетного оружия было бы неосмотрительно. Наиболее уязвимыми для ударов кассетными боеприпасами представляются аэродромы и площадки базирования авиации, объекты системы военного управления и тыловой инфраструктуры. Кроме того, с переходом от позиционной обороны к маневренным действиям, да еще в условиях донецкой степи, эффективность применения кассетного оружия резко возрастет, и к этому надо готовиться заблаговременно.
Прежде всего, необходимо четко отработать приемы и способы массированного применения своего кассетного оружия. Требуется резко повысить эффективность дальнего огневого поражения с тем, чтобы максимально затруднить противнику доставку кассетных боеприпасов из районов перегрузки к фронту.
Система КББ должна быть поднята на качественно новый уровень: работать круглосуточно по принципу «обнаружил — поразил», причем поражать огневые средства противника требуется не столько на огневых позициях и в позиционных районах, сколько в выжидательных районах и пунктах временной дислокации, где они находятся длительное время: отдыхают, обслуживаются и готовятся к боевому применению, что неизбежно связано с наличием многих разведпризнаков.
Для этого представляется целесообразным создание в соединениях и объединениях специальных групп КББ, в которых будут скомплексированы со средствами поражения все виды разведки: воздушная (разного рода БпЛА), электронная (обнаруживающая паразитарное ЭМИ боевой техники и особенно электрогенераторов), артиллерийская инструментальная, а также комплексы «Зоопарк» и «Пенициллин».
Из-за рассредоточенного применения артиллерии противником (повзводно, а то и поорудийно) и отнесения огневых позиций и позиционных районов РСЗО в глубину, вследствие повышенной дальности стрельбы поставляемых огневых средств представляется необходимым центр тяжести решения задач по их огневому поражению перенести в воздух и возложить на барражирующие боеприпасы типа «Ланцет», ударные вертолеты и самолеты, а артиллерии — широко применять кассетные боеприпасы.
Очевидно, необходимо повысить защищенность личного состава, вооружения и военной техники. В позиционной обороне целесообразно количество изломов траншей и их перекрытых участков увеличить в разы. Торцы перекрытых участков и входы в блиндажи, убежища и огневые сооружения прикрывать противоосколочными занавесями из кевлара. Обязательно отрывать запасные позиции, соединенные с основными крытыми ходами сообщения для скрытого вывода живой силы из-под ударов кассетным оружием, оставив на старых позициях управляемые осколочные направленные мины.
Весь личный состав, действующий в пределах 30-км полосы от линии боевого соприкосновения, особенно в маневренных формах борьбы, желательно оснащать индивидуальными инженерными комплектами (взрывной окопокопатель, титановые колышки и кусок кевларовой ткани 1,5 на 1,5 метра, как основа грунтовой обсыпки). Подобный комплект позволяет в течение часа оборудовать окоп или укрытие полного профиля с противоосколочным перекрытием. Всю бронетехнику неплохо было бы снабдить приспособлениями для самоокапывания и с заводов выпускать с комплектами маскировочных сетей, надувных макетов (как это делается в США) и специальной арматуры, позволяющей быстро, из подручных средств возводить защитные экраны верхней полусферы хотя бы в обороне или при расположении на месте. Ведь боевая машина огромной стоимости может быть мгновенно уничтожена «копеечным» суббоеприпасом.
Очевидно, настала пора включить в состав общевойсковых и тыловых формирований штатные инженерно-маскировочные и инженерно-позиционные подразделения и части, а в состав тыловых — еще и охранные подразделения, а также сопровождения колонн.
Крайне необходимо на всех танках, САУ и БМП иметь штатные выносные генераторы, чтобы они в обороне и при нахождении на месте не служили «магнитами», притягивающими самонаводящиеся на инфракрасное излучение боеприпасы противника, которых в арсеналах современных армий великое множество.
Применение кассетного электромагнитного оружия и оружия, наводящегося на паразитарное излучение электромагнитного поля поражаемых объектов, требует надежной защиты энергохозяйства узлов связи, командных пунктов, формирований радиотехнической разведки, ПВО и т. п., при выходе из строя которого все компьютеры, автоматизированные системы управления войсками и оружием, а также средства связи в мгновение ока могут превратиться в груду металлолома. Очевидно, электрогенераторы должны приходить с заводов с противопульной и противоосколочной защитой, надежно экранированными от «паразитарного излучения» и мощных электромагнитных импульсов, кабельное хозяйство также должно быть защищено и т. д.
В заключение необходимо отметить, что кассетные боеприпасы запрещены Конвенцией по кассетным боеприпасам, принятой в мае 2008 года. По состоянию на 10 февраля 2022 года к Конвенции присоединились в общей сложности 123 государства, из них 110 — в качестве государств-участников и еще 13 — в качестве подписавших сторон. Однако крупнейшие производители кассетных боеприпасов и обладатели их самых больших запасов — США, Россия, Китай — это соглашение не подписали. Также от подписания отказались Индия, Бразилия, Южная Корея, Пакистан, Израиль и Украина, считающие кассетные боеприпасы эффективным оружием. Вместе с тем, в 2010 году США обновили некоторые виды кассетных боеприпасов, заменив взрывающиеся суббоеприпасы на кинетические [1].