shhturman>>> Чтобы судить о тактике ВМФ, ее надо хотя бы изучить в объёме "Тактического руководства ВМФ" (нашего флота) и "Руководства по боевому применению" (флота американского)...
matelot>> Интересует Ваше мнение как эксперта, в каком объеме изучали упомянутые документы, те кто принимал решения о строительстве ВМФ в СССР?
артём> Вы зря так пошутили. По всей видимости, сокрыто, речь идёт об АВ. Так у нас, в отличии от амеров, совершенно не было опыта их применения. Если смотреть с этой точки зрения, то колебания руководства об начале строительства столь дорогих НК вполне понятно.
артём> Кроме того, ОЦЕНКИ КОНЕЧНО ОЧЕНЬ РАЗНЯТЬСЯ, корабельный состав ВМФ СССР вполне обеспечивал выполнение главной задачи.
1.Если касаться истории развития отечественного флота, то всеобъемлющую информацию можно получить из "истории отечественного кораблестроения" - более-менее исчерпывающая информация по всем типам, классам, проектам, истории проектирования и строительства. причем не только собственно кораблей и лодок, но и судостроительной промышленности.
2. Если коснуться собственно развития отечественных авианосцев - эта туманная история достаточно хорошо расписана в периодической литературе как самими их создателями, так и историками флота. Если коротко - в США, англии и Японии авианосная авиация, сами авианосцы и тактика их применения развивается с 20-х годов прошлого столетия. как все новое она не была лишена ошибок или перегибов (чего стоят проекты линкоров-авианосцев и крейсеров-авианосцев, проталкивавшиеся фирмой Гибсон энд Кокс или лексингтон с крейсерским артиллерийским вооружением для самостоятельного рейдерства), и если за 20 межвоенных лет развитие авианосной авиации шло относительно медленно (чего стоят английские Суордфиши или Альбакоры), то за ВМВ развитие авианосцев и особенно тактики их применения сделало огромный шаг вперед.
Что касается советского флота, то нельзя рассматривать его развитие в отрыве от производственных возможностей страны - нет секрета в том, что океанский флот СССР начал строить только после 1936. Более чем двадцатилетний перерыв в строительстве кораблей всех основных классов, восстановление разрушенного гражданской войной хозяйства и, самое главное, воспитание конструкторов и флотских командиров, пришедших на смену уничтоженным и покинувшим страну - вот с чего пришлось начинать. тем не менее, перед войной разрабатывался проект малого авианосца, осуществлению которого помешали известные события 1941-45 г.г.
И снова, при создании океанского флота СССР, у которого появился конкретный противник в лице США, а затем и НАТО, пришлось начинать с восстановления судостроительной (и вообще) промышленности, практически полностью уничтоженной в годы войны. Кроме того, в первые годы противостояния, когда ВМФ СССР и не мечтал соперничать с США по количеству и качеству корабельного состава огромные деньги, гораздо большие чем на флот, шли на перевооружение основной ударной силы СССр - сухопутных войск (в лице танковых войск) и фронтовой авиации, ибо стратегия их использования в предстоящей войне подразумевала сокрушение Европы мощным ударом ДО ТОГО, как США сможет перебросить через океан свои экспедиционные войска.
Не надо сбрасывать со счетов и влияние тех, кто стоял у руля страны. И если при Сталине восстановление флота шло с определенным учетом опыта войны (хотя и не без перегибов в виде любимых Сталиным тяжелых крейсеров) и реальных возможностей экономики, хотя судостроительной промышленности и удалось протолкнуть строительство больших серий морально устаревших кораблей, то после смещения Кузнецова всякие разговоры о строительстве авианосцев, даже включенных в судостроительную программу, прекратились. О "тлетворном" влиянии на флот Хрущева и Жукова тоже достаточно рассказано.
А стране требовалась сила, способная прикрыть ее морские рубежи от авианосной авиации и новых угроз - подводных лодок со стратегическими крылатыми ракетами, а затем и баллистическими. Корабли требовались сейчас, а не спустя 10-20 лет, которые требовались для отработки абсолютно новых для СССР кораблей.
Отсюда и принятые решения, о которых было сказано выше.