Реклама Google — средство выживания форумов :)
В результате разброс характеристик между отдельными экземплярами Як-1 был довольно велик. Например, машины 02-18 и 04-06 (завод № 301), а также 05-11 и 20-29 (завод № 292) имели скорость на высоте 4860 метров от 560 до 573 км/ч, скорость набора высоты 5000 метров от 5,26 до 5,7 минут, а потолок 10200,9300,10000 и 9900 метров, соответственно.
5 сентября произошла катастрофа, в результате которой погиб летчик-испытатель Томас Сузи. Пилоту предстояло в тот день слетать на максимальный потолок с выполнением горизонтальных «площадок» после набора каждой тысячи метров. Через 21 минуту после взлета, в 9 часов 19 минут, стоящие на земле наблюдатели заметили на высоте 3000 метров штопорящий самолет, который затем перешел в пикирование и врезался в землю. Летчик выпрыгнул из машины на высоте 200-250 метров, однако почему-то не раскрыл парашют и разбился.
Аварийная комиссия определила причину катастрофы: «...по вине материальной части». Было решено, что во время прохождения горизонтальной площадки в районе достижения максимального потолка лопнул маслорадиатор. Пилота обожгло горячим маслом, он потерял сознание и оставил управление, а самолет стал беспорядочно падать. По причине сильной дымки заметен он стал лишь на высоте 3000 метров. Летчик очнулся, попытался воспользоваться парашютом, но не успел дернуть за кольцо. Лицо и светлый комбинезон Томаса Сузи действительно были забрызганы моторным маслом.
Несмотря на такие выводы аварийной комиссии, многие с ними не согласились. Существовало, например, мнение начальника бригады №3 Костенко, который считал, что причиной катастрофы стала неисправность кислородной аппаратуры. Нарекания на кислородное оборудование, установленное на И-180-2, отмечались и ранее. По мнению Костенко, пилот потерял сознание после того, как подключился к неработающему кислородному прибору, его голова навалилась на левый борт кабины и частично выступала за козырек. Двигатель при этом работал на максимальном режиме, масляный радиатор спустя какое-то время действительно разрушился и кипящее масло стало выбивать из-под капота и растекаться по фюзеляжу.
При попадании масла в лицо потерявший сознание Сузи очнулся и попытался возобновить управление.
При этом он ничего не видел, попытка взять управление не удалась, и самолет сорвался в штопор. Неудачным стало и покидание машины. Возможно, пилот снова потерял сознание и поэтому не смог дернуть за кольцо парашюта.
Николай Поликарпов был склонен согласиться с этим мнением, однако весомых доказательств не имелось и тут. Есть еще одна версия. Согласно ей у летчика случился сердечный приступ, из-за чего он утратил контроль над машиной.
Проходит пол года, гибнет опытнейший пилот Сузи. Причина,-срыв И-180 в штопор, вывести из штопора не возможно ( привет задней центровке!).
Стоит ли запускать И-180 в серию? С учетом того, что летать на нём смогут только опытные пилоты ( привет задней центровке!).