Пенсионер> Никто из историков не вспоминает об одном траги ческом событии при штурме Муданцзяна...
Может потому что его и не было?
Ну или этот удар на земле просто никто не заметил по причине его низкой эффективности?
Статья производит впечатление откровенно желтушно-истерической. Ну во-первых удары авиации по своим не были какой-то из ряда вон выходящей жуткой трагедией, а представляли собой обычную рутину войны. Как там у поэта было:
Мы под Колпином скопом стоим,
Артиллерия бьёт по своим.
Это наша разведка, наверно,
Ориентир указала неверно.
Недолёт. Перелёт. Недолёт.
По своим артиллерия бьёт.
Вот так и с авиацией. Обычное дело на войне: пехота заказала удар, потом продвинулась быстрее чем ожидала, удар на радостях отменить забыли или не успели, и в итоге сами же под него и попали. Если б за такое каждый раз по пол-полка расстреливали, то воевать некому было. Да, естественно каждый подобный случай расследовался особым отделом с оргвыводами для виновных, если таковые вообще обнаруживались. Несколько командиров могло за это слететь с должностей или, при неблагоприятном раскладе, отправиться в дисбат.
Во-вторых результаты удара совершенно нереалистичны. Журналист описывает какой-то невероятный апокалипсис. 5 ведущих активные боевые действия дивизий сложно уничтожить даже ядерной бомбардировкой, не то что ударом тогдашних дальних бомбардировщиков обычными авиабомбами. Последние вообще показали крайне низкую эффективность при ударах по тактическим порядкам войск. Так что вряд-ли ДБ-3 могли бы нанести тяжелые потери ведущим бои пехоте и танкистам. Другое дело бомбардировка стоящих или разгружающихся на ж/д узлах эшелонов в живой силой и техникой. Это относительно хорошо заметная и достаточно крупная цель, чтоб дальняя бомбардировочная авиация могла по ней попасть. Иногда такие удары давали хорошие результаты. Но тут есть один ньюанс. Собственно, в-третьих: по железной дороге в эшелонах на станции около Муданцзяна прибывали именно японские подкрепления. Советские войска шли на Муданцзян своим ходом по обычным дорогам. И, наткнувшись на серьезную оборону у города, были развернуты в боевые порядки.
В четвертых: 5 дивизий - это, по-моему, вообще почти все, что участвовало в боях за Муданцзян с нашей стороны большую часть времени. Причем это - на весьма приличном по протяженности фронте, который весь сразу бомбардировочный полк ну никак прекрыть не мог. Там советские войска метались вдоль реки между возможными переправами, пытаясь нащупать слабое место и переправиться. Так что там просто негде было собраться вместе аж пяти советским дивизиям чтоб всем скопом под удар попасть. Конкретно железнодорожные станции занимались силами примерно в усиленный пехотой танковый батальон, причем танков, сами понимаете, там был далеко не полный батальонный комплект. Да, наблюдался некоторый тянитолкайчик, когда станция сначала занималась нашими танкистами, потом их оттуда после жестокого боя выбивали прибывавшие по железной дороге в эшелонах японцы, и потом все повторялось по-новой. Может где-то, конечно в этот тяни-толкай вписалась и наша авиация, но тогда достаться должно было обоим сторонам, а японцам даже больше: они то в вагонах на станцию прибывали, а не в танках.