Расположенный на расстоянии прямого удара крылатых и баллистических ракет Ирана американский авианосец «Гарри Трумэн» было принято решение экстренно эвакуировать на безопасное расстояние, на фоне опасений, что Тегеран может уничтожить огромный корабль, на палубе которого размещены десятки боевых самолётов и вертолётов.
Сама эвакуация началась два дня назад, что совпадает со временем ликвидации иранского генерала, при этом, как позиционирует эти действия Вашингтон, корабль якобы направился в «родной порт», хотя в действительности, в последние часы авианосец не двигался, находясь на стоянке.
Ну придет АУГ в Средиземное море, и дальше что? Покрутится и уйдет домой. Еще хуже дело окажется в море Южно-Китайском. Из которого придется уходить под лозунгом «мы отступаем с честью». А раз так, то зачем такие деньги тратить? Особенно когда их количество тоже серьезно уменьшится?
Это, безусловно, не означает массовую сдачу нынешнего американского флота на металлолом. В господствующих в США взглядах на мировое доминирование, сильный флот любая уважающая себя сверхдержава иметь просто обязана. Но его характер однозначно изменится.
Собственно, Military Watch уже говорит о необходимости сокращения авианосного флота Америки минимум на 60%. Потому что новейший Gerald R. Ford стоит в три раза дороже своего предшественника, авианосца типа Nimitz, при практически равной с ним боевой эффективности. Его строительство обошлось почти в 15 млрд долларов и еще 4,7 млрд потребовалось на НИОКР. При этом рост противокорабельных возможностей Китая и России не обеспечивает достаточной выживаемости «Джеральда Форда» в бою.
И хотя эксперты издания в итоге рекомендуют просто сократить программу до 4 единиц, вместо постепенной полной замены уходящих на пенсию 11 «нимицев», скорее всего Gerald R. Ford окажется последним крупным атомным авианосцем, сошедшим с американских стапелей.
Дальше следует ожидать новой крупной рекламной шумихи, обосновывающей необходимость перевода US Navy на полностью беспилотные системы. На безэкипажные подводные лодки, на полностью автоматические патрульные корабли ближней зоны и на предельно автоматизированные ударные корабли с основным вооружением только из ракет и БПЛА.
Это позволит решить сразу две задачи. С одной стороны, сохранить на относительно продолжительное время достаточно обширный фронт работ для американских оружейных корпораций. С другой – решительно сократить численность экипажей и вообще личного состава, на всякие материальные выплаты которым в военном бюджете США приходится тратить больше половины денег.
Ну и самое главное, если какие-нибудь злые люди такой, даже очень большой, дорогой и важный дрон все-таки утопят, а при современном уровне вооружений это дело практически неизбежное, то страна потеряет всего лишь большой кусок железа. Тогда как экипаж Gerald R. Ford насчитывает 4660 человек только непосредственно команды и еще до 2800 человек в береговом обслуживании. Повторюсь, Америка очень не любит, когда ее военные возвращаются домой в гробах.
Так что флот Соединенные Штаты как бы сохранят, но это уже будет совсем другой флот. И самое главное, он явным образом окажется в той же самой «дредноутной ловушке», в которой Великобритания и потом Германия оказались после спуска британцами на воду HMS Dreadnought.
Вызванная этим шагом «дредноутная гонка» привела ведущие флоты мира в парадоксальное положение. С одной стороны, у них могучий флот есть, но с другой – выводить его в море просто так чрезвычайно дорого и недопустимо опасно.
В боевом противостоянии он окажется с точно такими же по убойности монстрами. Это означает неизбежные крупные потери, компенсировать которые даже самая богатая экономика мира уже не сможет. И гегемон рискует после первого же крупного сражения оказаться без ядра своего флота вовсе. Со всеми отсюда для него вытекающими негативными геополитическими последствиями.
Переход на дроны даст тот же эффект, только в новой, современной технологической упаковке. Следовательно, как понятие флот США останется, но гегемонию в акватории мирового океана он однозначно утратит.
Да и сам смысл этой гегемонии также неизбежно и необратимо изменится. Если вы не держите заморские гарнизоны, то у вас нет надобности их снабжать. Что отменяет морские перевозки. А кластеризация США, к которой страну ведет Трамп, серьезно изменит характер и обычных торговых перевозок тоже.
Причем кластеризация неизбежна, ибо только так Америка может устранить отрицательность своего внешнеторгового баланса. Если львиную долю всего необходимого она начнет снова производить только собственными силами и на собственной территории. Запасов сырья и энергоносителей, если объединить под одной крышей оба американских континента, для этого хватит вполне.
Но тогда пропадет необходимость возить через оба океана прорву товаров. Следовательно, утратится надобность и держать огромный флот для контроля над акваторией, по которой пролегают логистические маршруты. Тем самым еще сильнее сокращая размер необходимого для Америки военно-морского флота. И круг замыкается.
Займет ли освободившееся место Китай? Вряд ли. По тем же самым причинам. Круг задач китайского флота ограничится прилегающими водами к региону ЮВА.
Впрочем, это уже другая история.
Тогда как сейчас констатируем, что могучий военно-морской флот США уже к середине текущего века очень сильно усохнет и свое нынешнее значение, как военная сила, утратит.